Глаз и зрение близорукость и дальнозоркость очки 8 класс
1. Близорукий ученик воспринимает буквы, написанные на доске, расплывчатыми, нечёткими. Ему
приходится напрягать зрение, чтобы аккомодировать глаз то на доску, то на тетрадь, что вредно как для
зрительной, так и для нервной системы. Предложите конструкцию таких очков для школьников, чтобы
избежать напряжения при чтении текста с доски.
2. Когда у человека мутнеет хрусталик глаза (например, при катаракте), его, как правило, удаляют и
заменяют пластмассовой линзой. Такая замена лишает глаз способности к аккомодации и пациенту
приходится пользоваться очками. Совсем недавно в Германии начали выпускать искусственный
хрусталик, который может самофокусироваться. Предположите, какую конструктивную особенность
придумали для аккомодации глаза
Приложение.3.
Профилактика
1.В предупреждении близорукости огромную роль играется свет, в особенности в утренние часы, когда
на организм оказывают интенсивное действие ультрафиолетовые лучи. Освещение рабочего места
обязано быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз.
Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленоватого либо желтого
цвета.
2.Огромное значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное
количество витаминов, в особенности B и А. Витамин В содержится в таких продуктах, как
печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло. Недостаток витамина “В
2
” может привести к воспалению
слизистой оболочки глаз, слезотечению, снижению остроты.
При недостатке витамина “А” появляются светобоязнь, иногда и повышенная сухость глаз снижается
зрение при слабом освещении, в сумерках (куриная слепота). Витамина “А” больше всего в яйцах,
молоке, сливочном масле, сыре; а каротина – в моркови, томате, зелени, облепихе, абрикосах.
Витамин “С” способствует повышению сопротивляемости организма к заболеваниям. Наиболее богаты
этим витамином – иначе его называют аскорбиновая кислота – ягоды, овощи, фрукты, особенно черная
смородина, шиповник, красный перец, зеленый лук, томаты, а зимой – апельсины, лимоны, квашеная
капуста.
3.Каждый школьник обязан иметь верно, организованное место для занятий: письменный столик, стул,
книжный шкаф либо полку дома и подходящую его росту парту в классе.
4. Для профилактике глаз большую роль играет гимнастика, соблюдение правил гигиены.
Приложение 4.
Сообщение учащегося
Изображение оптических стекол в средние века открыло огромные возможности. Увеличительные
стекла захватили воображение. Через них рассматривали мелкие предметы. Потребовалось немало
усилий, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и
другие оптические приборы, наконец, просто в очки (плакаты). Очки – простейший медицинский
прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют применением линз. Сейчас вместо очков часто
используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на
веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не
запотевают, незаметны. Существуют до 80 типов очков различного назначени
Приложение 5
Тестовое задание.
Источник
Слайд 1
Выполнила: уч 9а кл Абрамова Яна ГБСКОУ №609 Проверила: Леонова О. А. Санкт-Петербург 2015 год Дальнозоркость и близорукость. Способы борьбы с дефектами зрения.
Слайд 2
Строение человеческого глаза.
Слайд 3
Зрение человека — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. По разным данным, от 70% до более 90% информации человек получает с помощью зрения. Что такое зрение?
Слайд 4
Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на более далеком расстоянии.
Слайд 5
Спектральная чувствительность глаза. Глаз человека чувствителен к электромагнитному излучению в диапазоне длин волн 380—780 нм. Сетчатка глаза чувствительна и к более коротковолновому излучению, но чувствительность глаза в этой области спектра ограничивается низкой прозрачностью хрусталика, защищающего сетчатку от разрушительного действия ультрафиолета.
Слайд 6
Близорукость — это дефект зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Является разновидностью аметропии . Наиболее распространённая причина — увеличенное в длину глазное яблоко, вследствие чего сетчатка располагается за фокальной плоскостью. Реже— когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее, чем нужно. В любом из вариантов, при рассматривании удаленных предметов, на сетчатке возникает нечёткое, размытое изображение. Человек хорошо видит вблизи, но плохо видит вдали, и для решения этой проблемы может пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы. Что такое близорукость?
Слайд 7
Близорукость является генетически обусловленным заболеванием, в результате которого форма глазного яблока вытягивается. Чаще всего развивается в подростковом возрасте . Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие — к частичной или полной утрате трудоспособности. Также близорукость может быть вызвана в молодом возрасте, изменением формы роговицы, смещением хрусталика при травме (подвывих, вывих), склерозом хрусталика (в пожилом возрасте). Причины близорукости .
Слайд 8
Часто близорукость сопровождается увеличением переднезаднего размера глазного яблока. Данная проблема решается с помощью очков или контактных линз, ортокератологических линз или рефракционной хирургии. Национальный Институт Здоровья США утверждает, что не существует способов предотвратить миопию, а использование очков и контактных линз не оказывает влияния на прогрессирование данного заболевания . Разрешение проблемы близорукости.
Слайд 9
Дальнозоркость — особенность глаза, состоящая в том, что изображения далёких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой . В молодом возрасте при не слишком высокой дальнозоркость с помощью напряжения аккомодации можно сфокусировать изображение на сетчатке. Что такое дальнозоркость ?
Слайд 10
Одной из причин дальнозоркости может быть уменьшенный размер глазного яблока на переднезадней оси. Практически все младенцы — дальнозоркие. Но с возрастом у большинства этот дефект пропадает в связи с ростом глазного яблока. Причина возрастной (старческой) дальнозоркости— уменьшение способности хрусталика изменять кривизну. Этот процесс начинается в возрасте около 25 лет, но лишь к 40—50 годам приводит к снижению остроты зрения при чтении на обычном расстоянии от глаз (25—30 см). Примерно к 65 годам глаз уже практически полностью теряет способность к аккомодации. Причины дальнозоркости.
Слайд 11
Дальнозоркость может быть исправлена при помощи как очков, так и контактных линз, чтобы изменить направление лучей света в глазу. Больные зачастую вынуждены носить очки или контактные линзы или всё время, или только для близи (читая, работая на компьютере, или выполняя другую близкую работу). Рефракционная хирургия, например LASIK, также может исправить дальнозоркость. Она может уменьшить или совсем устранить потребность в очках или контактных линзах при дальнозоркости. Разрешение проблемы дальнозоркости.
Слайд 12
Близорукие плохо видят вдаль, дальнозоркие плохо видят вблизи. В нормальном глазу изображение преломляется роговицей и хрусталиком и фокусируется точно на сетчатке. При близорукости , изображение фокусируется перед сетчаткой, а при дальнозоркости уже как бы за сетчаткой. Основные причины близорукости или дальнозоркости: Изменения в ресничной мышце . Изменения в форме глаза. Изменения в оптической системе глаза могут быть как врожденными, так и приобретенными, например, близорукость может появится при постоянном напряжении глаз, усталости, чтении в темноте, напряженной зрительной работе на близком расстоянии и т. д. Чтобы нормально видеть близорукие носят очки или линзы с вогнутой линзой, дальнозоркие с выпуклой. Чем отличается близорукость от дальнозоркости.
Слайд 14
25 см- такое расстояние от глаз до монитора должно быть при нормальном зрении.
Слайд 15
Нельзя так сидеть. Это напрягает зрение и осанка становится кривой.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Источник
Интеграция предметов: физика — биология.
Пояснительная записка:
1. На уроке понадобятся: модель глаза человека; плакат «Строение глаза и фотоаппарата»; очки на близорукость и дальнозоркость.
Ход урока
Учитель физики. Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать глаз человека, выясним, почему мы видим, узнаем, какие бывают дефекты глаза и как они устраняются.
Глаз иногда по праву называют живым фотоаппаратом (плакат «Строение глаза и фотоаппарата»), так как оптическая система глаза, дающая изображение, сходна с объективом фотоаппарата.
Что же представляет глаз человека (не только человека)?
Учитель биологии. Глаз человека и многих животных имеет почти шарообразную форму (рис. 1).
Рис. 1. Строение глаза человека
Глазное яблоко человека имеет диаметр примерно 25 мм. Глаз защищен плотной оболочкой, называемой склерой (1). Передняя часть склеры — роговая оболочка, или роговица (10), прозрачна. За роговицей расположена радужная оболочка (7), которая у разных людей имеет разный цвет. Между роговицей и радужной оболочкой находится водянистая жидкость (5) или передняя камера.
Учитель физики. Роговица имеет форму сферической чашечки диаметром около 12 мм и толщиной 1 мм. Радиус кривизны ее в среднем 8 мм. Показатель преломления 1,38.
Учитель биологии. В центре радужной оболочки имеется отверстие — зрачок (6), размер которого при помощи мышечных волокон, управляемых из центральной нервной системы, может меняться.
Учитель физики. Зрачок меняется от 2—3 мм при ярком освещении до 6—8 мм при слабом. Таким образом регулируется количество света, проходящего внутрь глаза.
Учитель биологии: Непосредственно позади зрачка находится хрусталик (5), прозрачное и упругое тело.
Учитель физики: Хрусталик по форме близок к двояковыпуклой линзе. Диаметр его 8—10 мм. Радиус кривизны передней поверхности в среднем 10 мм, а задней 6 мм. Показатель преломления вещества хрусталика 1,44.
Учитель биологии. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере (9). За хрусталиком расположено стекловидное тело (4). Оно прозрачно и заполняет всю остальную часть глаза.
Глазное дно покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой) (3), которая прилегает к сосудистой оболочке (2). Сетчатая оболочка имеет толщину около 0,5 мм и состоит из нескольких слоев, содержащих волокна зрительного нерва. Сетчатка состоит из палочек и колбочек и нервных клеток, от которых возбуждение идет в головной мозг. Общее число колбочек ≈ 7 · 106, а палочек ≈ 100 · 106. Колбочки сосредоточены в центральной части сетчатки, в желтом пятне, и особенно в его центральной ямке. Палочки расположены главным образом в периферических частях сетчатки.
Палочки имеют высокую светочувствительность, но не обеспечивают различение цвета.
Рис. 2. Схематическое изображение строения глаза человека
Колбочки имеют более низкую светочувствительность и создают ощущение цвета.
Учитель физики. Оптическая система глаза — роговица, хрусталик, стекловидное тело. Главная оптическая ось системы 00 проходит через геометрические центры роговицы, зрачка и хрусталика.
Учитель биологии. В глазе различают еще зрительную ось 00′, проходящую через центр хрусталика и желтое пятно. В этом направлении глаз имеет небольшую светочувствительность.
Учитель физики. Оптическая и зрительная оси образуют небольшой угол ≈ 5°.
Как же получается и воспринимается глазом изображение предмета?
Свет, падающий в глаз, преломляется на передней поверхности глаза (роговице) на границе ее с воздухом. Поэтому из всех преломляющих сред роговица имеет наибольшую оптическую силу (40 дптр). Затем свет, проходя через хрусталик, еще преломляется. Оптическая сила хрусталика 16—20 дптр. Свет еще преломляется в передней камере и стекловидном теле, оптическая сила которого 3—5 дптр. Итак, оптическая сила глаза = 63 дптр, благодаря чему на сетчатке глаза образуется действительное, уменьшенное и перевернутое изображение рассматриваемых предметов.
Учитель биологии. Свет, падая на окончания зрительного нерва, из которых состоит сетчатка, раздражает эти окончания. Раздражения по нервным волокнам передаются в мозг, и человек получает зрительное впечатление, то есть видит предметы. Процесс зрения корректируется мозгом, поэтому мы предметы воспринимаем не перевернутыми.
Учитель физики. Теперь выясним, каким образом на сетчатке создается четкое изображение, когда мы переводим взгляд с удаленного предмета на близкий и наоборот. Это происходит потому, что кривизна хрусталика изменяется. Когда мы смотрим на дальние предметы, то кривизна хрусталика сравнительно невелика.
Учитель биологии. В этом случае мышцы, поддерживающие хрусталик, будут расслаблены и хрусталик будет вытянут. А когда переводят взгляд на близлежащие предметы, то мышцы сжимают хрусталик (рис. 3).
Рис. 3. Аккомодация глаза
Учитель физики. Тогда кривизна хрусталика и оптическая сила увеличиваются.
Учитель биологии. Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далеком расстоянии, называется аккомодацией глаза. Предел аккомодации глаза наступает, когда предмет находится на расстоянии 12 см от глаза. Придвиньте страницу учебника на расстояние 12 см, что вы наблюдаете? Расстояние наилучшего зрения (отодвигайте страницу от глаз), при котором детали предметов можно рассматривать без напряжения для нормального глаза, — 25 см. Это следует учитывать, когда пишете, читаете, шьете и т. д.
Учитель физики. Но какое преимущество дает зрение двумя глазами?
Учитель биологии. Во-первых, мы видим большее пространство, то есть увеличивается поле зрения. Во-вторых, зрение двумя глазами позволяет различать, какой предмет находится ближе, а какой дальше от нас. Дело в том, что на сетчатке левого и правого глаза получаются разные изображения, мы как бы видим предметы слева и справа. И чем ближе предмет, тем заметнее это различие, оно и создает впечатление разницы в расстоянии, хотя изображения сливаются в нашем сознании в одно. Благодаря зрению двумя глазами, мы видим предметы не плоскими, а объемными.
Учитель физики.
Только благодаря аккомодации глаза изображение предметов получается на сетчатке глаза.
Это происходит, если глаз нормальный. Глаз называется нормальным, если он в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке.
Но есть недостатки глаза — близорукость или дальнозоркость. При суждении об оптических свойствах глаза используют понятие рефракции.
Рис. 4. Рефракция глаза:
А — соразмерная; Б — дальнозоркая; В — близорукая
Учитель биологии. Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом (рис. 4 В).
Учитель физики. Значит, близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза. Тогда, если предмет находится на расстоянии 25 см (расстояние наилучшего зрения), то изображение получается не на сетчатке (как у нормального глаза), а ближе к хрусталику, впереди сетчатки. Поэтому, чтобы изображение оказалось на сетчатке, надо приблизить предмет к глазу. Следовательно, у близоруких людей расстояние наилучшего зрения меньше 25 см.
Учитель биологии. Близорукость может быть обусловлена тем, что сетчатка глаз расположена ближе к хрусталику, по сравнению с глазом нормальным.
Учитель физики. Значит, дальнозорким называют глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазных мышц лежит за сетчаткой. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку. Поэтому у дальнозорких людей расстояние наилучшего зрения больше 25 см.
Учитель биологии. Разница в расположении сетчатки даже в пределах миллиметра уже может приводить к заметной близорукости или дальнозоркости. Люди, имеющие в молодости нормальное зрение, в пожилом возрасте становятся дальнозоркими. Это объясняется тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, ослабевают и способность аккомодации уменьшается. Происходит это и из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность сжиматься в старости.
Но близорукость и дальнозоркость устраняются применением очков.
Учитель физики. Какие же очки следует применять для устранения этих недостатков зрения?
У близоруких людей изображение предметов получается внутри глаза, то есть впереди сетчатки. Чтобы оно передвинулось на сетчатку, надо уменьшить оптическую силу преломляющей системы глаза. Для этого применяют рассеивающую линзу в очках (рис. 5 Б).
Оптическую силу системы дальнозоркого глаза надо усилить, чтобы изображение попало на сетчатку, поэтому в очках используют собирающую линзу (рис. 5 А).
Рис. 5. Исправление рефракций глаза:
А — дальнозоркой; Б — близорукой
Учитель биологии. Изобретение очков явилось великим благом для людей, имеющих недостатки зрения.
Учитель физики. И это благо появилось давно. На гравюрах и картинах с древними сюжетами нередко можно видеть людей в очках. Художники (XV—XVII веков) охотно изображали в очках знатных людей прошлого, чтобы придать им более внушительный, ученый вид. При археологических раскопках Помпеи и Тира находили обработанные куски стекла, напоминающие собой увеличительные линзы. Есть основания считать, что именно в Италии в конце XIII века появились первые очки. В России очки появились в конце XV века. Вначале применялось только одно увеличительное стекло на длинной ручке. Затем появились двойные круглые стекла в металлической оправе. Их держали перед глазами или одевали на нос. Постепенно очки приобретали современный вид.
Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если человек, например, носит очки, оптическая сила которых -3 дптр, то значит он близорукий. В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +3 дптр.
Учитель биологии. На протяжении жизни человеку рано или поздно приходится прибегать к помощи очков. Очки позволяют лучше видеть, они словно удлиняют жизнь наших глаз и дают возможность большинству людей продолжать активную деятельность в пожилом возрасте.
Учитель физики. Ребята, как же отличить, какие очки для близоруких людей, а какие для дальнозорких? Оказывается очень просто. Беру очки для близоруких глаз и линзы от них, посмотрите, дают тень, а у дальнозорких линз тени нет. Это говорит о том, что у рассеивающих линз фокусы мнимые, а у собирающих — действительные.
Учитель биологии. Ребята, а какие глаза у представителей животного мира? Большинство членистоногих имеют много глаз, ориентированных по всем направлениям. Каждый такой глаз имеет форму очень узкой и глубокой воронки. У рыб глаза отличаются плоской роговицей и шарообразным хрусталиком.
Рис. 6. Глаза различных представителей животного мира:
А — глаз мухи; Б — глаз зебры; В — глаз человека
Учитель физики. Аккомодация глаза у рыб достигается перемещением хрусталика.
Учитель биологии. Птицы обладают острым зрением. У грифов, орлов глазное яблоко удлиненной формы. Глаза высокоорганизованных животных подобны глазу человека, только некоторые животные могут ими вращать, например хамелеон. В других случаях, например у зайца, они расположены по бокам головы, что дает обзор свыше 180°.
Учитель физики. Сегодня на уроке, ребята, вы познакомились с одним из органов чувств — зрением. Узнали строение глаза, дефекты глаза, о том, как эти дефекты исправляются ношением очков. Рефракция — это преломляющая способность глаза при покое аккомодации, когда хрусталик максимально уплощен.
Учитель биологии. Добавлю, что различают три вида рефракции глаза:
1) соразмерную (эмметропическую);
2) дальнозоркую (гиперметропическую);
3) близорукую (миопическую).
Учитель физики. Вы убедились в связи науки биологии с физикой. Законы природы едины и могут быть применимы и к живому организму. Сегодня на уроке мы применили законы физической оптики к глазу.
Источник