Физкультура при близорукости анисимов учебник
ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ БЛИЗОРУКОСТИ
Казначеева Регина Владимировна
Студент 1 курса, кафедра экономики, ОГИМ, г. Оренбург
E-mail: hegine.d@mail.ru
Бровиков Дмитрий Владимирович
научный руководитель, ст. преподаватель ОГИМ г. Оренбург, мастер спорта России по вольной борьбе
Как известно, жизнь человека — невозможна без органов чувств. Ведь благодаря им мы познаем мир. Самым важным из органов чувств является зрение. Ученые доказали, что 95 % сведений о мире мы получаем благодаря зрению. Слабое зрение лишает человека полноты сведений о мире.
Одной из болезней глаз является близорукость. Значительно возросло в последнее время число людей страдающих этим недугом. Люди в очках стали неотъемлемой частью современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукости подвержены в основном молодое население страны. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2 % и более. У студентов вузов этот процент ещё выше.
Близорукость — это доставляющий неприятности изъян человека. Неприятности состоят в том, что человек страдающий близорукостью не может видеть четко предметы, которые находятся на некотором расстоянии от глаз. Ученые доказали, что близорукость в большинстве случаев является приобретенной. Ее приобретаю чаще всего дети в начальной школе и работники чей рабочий день состоит из работы за компьютером. К сожалению это изъян нельзя считать безобидным. И требует срочного лечения, что б это не привело к полной потере зрения.
Близорукость так же страшна увеличением глазного яблока, вследствие этого происходит стяжение его оболочек. Эти симптомы страшны для сетчатки и сосудистой оболочки. Питание сетчатки нарушается, за счет этого происходит отслоение сетчатки, это может привести к ужасным последствиям — к слепоте.
Исследования близорукости и ее происхождения, помогли выработать специальные упражнения и допустимые нагрузки для людей страдающих этим недугом. Ученые доказали, что студенты со сниженной физической активностью страдают плохой памятью и сниженной умственной активностью. В настоящее время в студенческую программу физического воспитания включают общеразвивающие игры, специальные упражнения и упражнения направленные на развитие и укрепление мышц глаза.
В последнее время возрос интерес молодых людей к спорту. Основную массу из них представляют собой дети и подростки. Нужно учитывать, факт того что многие из числа молодых людей близоруки. Для них нужно подбирать индивидуальные формы занятий и нагрузки.
Важное условие занятий близоруких спортом, является врачебный контроль и соблюдение положенных нагрузок. Лечебные занятия спортом могут повлиять на стабилизацию зрения, а в некоторых случаях и восстановлению его. Существует еще и вероятность того, что зрение может ухудшиться после нагрузок. Это зависит от выбора спортивных нагрузок и степени близорукости.
Врачи часто рекомендуют заниматься спортом при не прогрессирующей близорукости. Рекомендуется снимать очки на время занятий спортом, если это позволяет зрение. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. Тогда рекомендуют надевать линзы, которые одеваются на глазное яблоко. Занятия спортом, связанным с большими нагрузками и подниманием тяжестей, запрещается при прогрессирующей близорукости. Если же в процессе занятий близорукость прогрессирует, то спортсмену рекомендуют прекратить занятия или значительно снизить нагрузки. Хотя как показывают многие исследования, занятия спортом помогают стабилизировать зрение и повысить общее физическое состояние молодых людей. Спортивные игры, туризм в большей степень влияют на физическое состояние детей и подростков.
Лечебная физкультура при близорукости
Комплекс физкультуры для близоруких включает в себя, как общеразвивающие так и специальные упражнения для глаз. Известно, что у близоруких нарушение осанки, искривление позвоночника. Большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и дыхательным. Эти упражнения можно выполнять и дома, но обязательно под наблюдением родителей. Для этого нужно родителям изучить методический материал и следить за нагрузками ребенка. Чем раньше начнет тренировки человек тем лучше и быстрей будет результат.
Минимальный курс занятий этими упражнениями 3 месяца. Уместней будет разделить этот курс на 2,подготовительный и основной (тренажерный).
Желательно время подготовительного периода 12—15 дней.
Задачами этого периода являются:
1. общее укрепление организма;
2. адаптация к физической нагрузке;
3. активизация функций дыхательной и сердечнососудистой систем;
4. улучшение осанки;
5. укрепление мышечно-связочного аппарата;
6. повышение эмоционального состояния.
Занятия лечебной физкультурой
Молодым людям, страдающим близорукостью, рекомендуется заниматься лечебными упражнениями по физкультуре. Лечебные занятия способствуют стабилизации зрения и улучшению его.
Ориентировочный комплекс упражнений лечебной гимнастики:
1. Исходное положение — стоя, кисти на затылке. 1—2-поднять руки вверх, прогнуться, 3—4 вернуться в исходное положение. Повторить 3—4 раза.
2. Исходное положение — стоя или сидя. Медленные круговые движения головой. По 8 раз в каждом направлении.
3. В течении 1 минуты самомассаж затылка.
4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40—45 сек.
5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами па глазные яблоки в течение 25—30 сек.
6. Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1—2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.
7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30—35 сек.
8. Выполнять быстрые моргания в течение 15—20 сек.
9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.
Физическая культура для студентов с близорукостью.
Главное значение в физическом развитии студентов, является занятия физической культурой в ВУЗах.
Обязательные занятия студентов физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.
Студенты с остротой зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр занимаются в подготовительной группе. В этой группе исключены участия в соревнованиях.
Студенты с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.
Для студентов находящихся в специальной группе разработаны специальные лечебные занятия.
Спортивные игры с мячом очень важны. При игре в волейбол, баскетбол, теннис очень полезно переключение зрения с близкого расстояния на далекое и обратно. Эти игры способствую профилактики прогрессирования и аккомодации близорукости, стабилизации зрения и улучшению его.
В занятиях нужно исключить прыжки с высоты более 1,5 м., упражнения которые требуют большую и продолжительную физическую нагрузку.
В отличии от студентов основной медицинской группы у студентов подготовительной группы должна быть ниже степень нервно-мышечного напряжения и нагрузка в общем при занятиях физической культурой.
Студенты занимающиеся в подготовительной группе так же должны заниматься самостоятельными занятиями, которые включают в себя упражнения для мышц глаза.
В специальной группе должны заниматься студенты с высокой степенью близорукости. Для их занятий практикуются такие формы занятий:
1. самостоятельные и обязательные занятия;
2. самостоятельные занятия должны включать в себя: упражнения по укреплению мышц глаз, закаливание организма, дыхательные упражнения, упражнения для укрепления мышц спины. Ко всему перечисленное еще и занятия лечебной гимнастикой.
Активный образ жизни, занятия спортом улучшают физическое состояние молодых людей. Повышает их сопротивляемость к болезням, но для людей страдающих близорукостью занятия физическими упражнения составляют некоторые затруднения. Специально для таких людей были разработаны лечебные занятия.
Хотя каждый должен сам контролировать нагрузки, уменьшать их или увеличивать в зависимости от самочувствия.
Заболевание глаз, такое как близорукость, возникает и прогрессирует у молодых людей, которые не соблюдают зрительный режим. Ослабления зрения способствует острым хроническим и респираторным и инфекционным заболеваниям.
Укрепляют организм и восстанавливают его после болезни — физические упражнения и спорт. Физические упражнения помогают организму в любом возрасте. Студенты, страдающие близорукостью, должны помимо занятий физической культурой, заниматься самостоятельной подготовкой и укреплять мышцы глаз.
Заболевания глаз должны волновать не только медиков, но и самих людей. Зрение каждого из нас зависит от нас самих. Ведь одно из самых главных органов чувств человека — это зрение. Без него мы не сможем полно познавать мир.
Список литературы:
- Аветисов Э.С. Близорукость/Под общ. ред. Э.С. Аветисова. — 2-е изд., перераб. И доп. — М., 2002. — 284 с.
- Глазные болезни: Учебник/Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. — М.: Медицина — 2000 г — 448 с.
- Физкультура при близорукости/ Под ред. Анисимова, Москва — 2003 г
Источник
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авербах М.И. Офтальмологические очерки – М.:Медицина, 1949.
2. Аветисов Э.С. ,Близорукость. – М.: Медицина, 1986.
3. Аветисов Э.С., Коллюх В.А. Клиникогенетические исследования при близорукости- М.,1973.
4. Аветисов Э.С. Руководство по офтальмологии. – М.: Медицина, 1997.
5. Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. – М.: Медицина, 1975.
6. Аветисов Э.С. и другие Физкультура по близорукости. – М.: Знание, 1985.
7. Аксенфельд Т. руководство по глазным болезням – М. – Л., 1939.
8. Астапенко В.Г., Малиновский Н.Н. Практическое руководство по глазным болезням. – Мн.: Вышэйшая школа, 1979.
9. Белецкая В.И, ГнеушеваА.Н. Охрана зрения слабовидящих. – М.:Просвещение, 1982.
10. Биран В.П. Зрение – дар бесценный. – Мн.: Полымя, 1987.
11. Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. А.Н. Бакулев. Т. 1-2., М.: «Советская энциклопедия», 1965.
12. Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский – 3-е изд. – М.: «Советская энциклопедия», 1974.
13. Гаевый М.Р. Офтальмология. – М.: Медицина, 1983.
14. Гигиена детей и подростков: учебник В.Н Кардашенко, Е.П. Стромская и др. М..:медицина, 1988г.
15. «Глазные заболевания: катаракта, глаукома, сетчатка глаза, косоглазие, близорукость и др. Причины, лечение, профилактика, самопомощь, советы читателей.» – Мн.: издательство «Газетный мир», 2005.
16. «Глазные болезни и травмы» / Е.Е. Сомов. – СПБ – Санкт-Петербург. мед. издательство, 2002 – 234 с.
17. Дашевский А.И. Близорукость. – Л.,1962.
18. Дымшиц Л.А. Основы офтальмологии. – Л., 1970.
19. Зислина Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия / НИИ дефектологии АПН. – М.: Педагогика, 1987.
20. Зрение. Сохранение, нормализация, восстановление. Составитель Н. И. Кудряшова. М.: «Грэгори-Пэйдж», 1995.-228с.
21. Иванов В.В. Травмы глаз.- М.: Медицина,1983.
22. «Измерение органа зрения и глазные симптомы при общих заболеваниях»: Метод.рекоменд. и блок информ. для студ./ МЗ РБ Гродненск. гос. Мед. Ин-т; Сост. А.С. Мадекин. – Гродно , 1998 – 20 с.
23. Клюцевая Е.И. «Хирургическое лечение прогрессирующей близорукости». – Минск: Беларусь, 1984.- 142 с.
24. Ковалевский Е.И. Глазные болезни: Атлас. Руководство к практическим знаниям. – М.: Медицина, 1985.
25. Ковалевский Е.И. Глазные болезни: [Учебник для педиотрических факультетов медицинских институтов]. – 2-е. изд. – М.: Медицина, 1986.
26. Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, 1970.
27. Ковалевский Е.И. «Офтальмология»: Учебник для студентов мед. ВУЗов. – М.: Медицина.– 480 с.
28. Кузнецова М. В. «Причины развития близорукости и её лечение»: [Монография] / М.В. Кузнецова. – М., 2004. – 176 с.
29. Левченко О.Г. «Прогрессирующая близорукость у детей». – Ташкент: Медицина. 1985–120 с.
30. Лечебная физкультура. Москва «Физкультура и спорт» 1988 год ред. Попова С.Н.
31. Лечебная физкультура: Новейший справочник./ Под общей ред. проф. Т. А. Евдокимовой.- СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 862 с. ил. 5. Под редакцией Анисимова «Физкультура при близорукости», Москва 1993г.
32. Лечебная физическая культура. Справочник под ред. акцией профессора В.А. Епифанова Н. «Медицина» .1987.
33. Маркова И.В. и др. Глазные болезни. – М.: Медицина, 1979.
34. Медицинский журнал 1996г.
35. «Методические указания по физическому воспитанию студентов, страдающих близорукостью». Белорус.гос. ун-т; Сост. А.И. Расолько, А.И. Завьялов. –мн., 1983. –17 с.
36. Многотомное руководство по глазным болезням / Под ред. Архангельского А.Н. – М., 1962.
37. Морозов В.И., Яковлев А.А. Справочник по глазным болезням. – М.: Медицина, 1982.
38. Напалков П.Н Глазные болезни. – Л.: Медицина, 1976.
39. «Научно-технический пргресс в медицине»: указ. отеч. и зарубеж. лит-ры за 1986-1987 гг. вып. 3 – Близорукость.
40. Нестеренко Ю.А. Глазные болезни – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Медицина, 1983.
41. Орехова В.А., Лашковская Т.А., Швейбак М.П. Руководство по глазным болезням – 3-е изд. – Мн.: Вышэйшая школа, 1999.
42. «Офтальмология»: Учебник для студентов мед. ВУЗов. Гундарева, Русева под ред. Е.И. Сидоренко – 2-е изд. – Москва: Гэстар- Медия, 2005.
43. Петровский Б.В. глазные болезни. – М.: Медицина, 1980.
44. Прогрессирующая близорукость у детей. О.Г.Левченко, Ташкент «Медицина» УССР 1985 год, с-5,8:
45. Радзиховский Б.Л. Астигматизм человеческого глаза. – М. 1969.
46. Серов В.В., Ярыгин Н.Е., Пауков В.С. – М.: Медицина,1986.
47. «Современная офтальмология» руководство для врачей/ под ред. В.Ф. Данилевича. – СПБ.М.; Харьков, Мн.: Питер, 2000.
48. Спортивная медицина и лечебная физкультура. А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская. Москва. Медицина. 1993 год.
49. Физическая реабилитация. Учебник для академий и институтов физической культуры. Под общей ред. С.Н. Попова. Феникс Ростов на – Дону 1999.
50. Энциклопедия здоровья. В.И.Белов. М.:1993г.
Источник
Год выпуска: 1999
Автор: Аветисов Э.С.
Жанр: Офтальмология
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Описание: В офтальмологической литературе достижения последних лет в изучении проблемы близорукости пока не получили достаточно полного и систематизированного освещения, если не считать статей на эту тему, опубликованных в периодической печати и в материалах офтальмологических съездов и конференций. Для того чтобы в известной мере восполнить этот пробел, и написана настоящая монография, предназначенная для широкого круга врачей-офтальмологов.
В книге Аветисова Э.С. «Близорукость» освещены понятия не только статической, но и динамической рефракции глаза и особенности ее при миопии. Приведены современные данные об общих закономерностях рефрактогенеза. Это поможет правильно понять механизм происхождения миопии как частной формы рефракции глаза.
В книге «Близорукость» подробно освещены три основных патогенетических звена близорукости, связанных с ослаблением аккомодации, наследственным предрасположением и ослаблением склеры, а также такие вопросы, как связь миопии с гемодинамикой глаза, общим состоянием организма и природно-географически ми факторами. Детально описаны анатомо-оптические, физиологические и функциональные особенности глаза при миопии, а также ее клиника. Представлены методы обследования лиц с близорукостью, описаны применяемые для этой цели аппараты и приборы, приведены критерии, позволяющие правильно оценить результаты обследования.
Основное внимание в монографии «Близорукость» уделено обоснованию и подробному описанию широкого комплекса мер по лечению и профилактике миопии. Этот комплекс включает гигиенические меры, оптическую коррекцию, медикаментозные и физические воздействия на аппарат аккомодации, медикаментозное лечение, лечебную физкультуру и операции.
Содержание книги
«Близорукость»
Оптическая система и статическая рефракция глаза
- Простая и сложная оптические системы
- Оптическая система глаза
- Физическая и клиническая рефракция глаза
- Статистическая рефракция глаза. Эмметропии и аметропии
Динамическая рефракция глаза. Ее особенности при эмметропии, гиперметропии и миопии
- Аккомодация как основной механизм динамической рефракции глаза
- Объем и область, или ширина, аккомодации
- Аккомодация и конвергенция
- Основные зоны динамической рефракции глаза
Общие закономерности рефрактогенеза
- Возрастные изменения оптической системы глаза
- Структура и возрастная динамика статической рефракции глаза
- Компонентный анализ рефрактогенеза
- Частота, структура и возрастная динамика миопии
Анатомо-оптические, физиологические и функциональные особенности глаз при миопии
- Анатомо-оптические особенности
- Физиологические особенности
- Аккомодация
- Связь между аккомодацией и конвергенцией
- Гетерофория
- Гемодинамика глаза
- Гидродинамика глаза
- Аберрации оптической системы глаза
- Функциональные особенности
- Острога зрения
- Поле зрения
- Световая чувствительность
- Биоэлектрическая активность глаза
Механизм развития близорукости
- Краткий очерк развития взглядов на происхождение миопии
- Значение аккомодации в происхождении миопии
- Генетические факторы в развитии миопии
- Роль склеры в патогенезе и прогрессировании близорукости
- Значение нарушений гемодинамики в развитии миопии и ее прогрессировании
- Общее состояние организма и миопия
- Значение аутоиммунных факторов в прогрессировании миопии и развитии осложнений
- Распространение близорукости и ее связь с природно-географическими факторами
- Трехфакторная теория происхождения миопии
Обследование лиц с близорукостью
- Определение остроты зрения
- Исследование сред глаза и глазного дна
- Определение статической рефракции
- Исследование аккомодации и динамической рефракции
- Другие исследования
Клиническая классификация близорукости
Клиника близорукости
- Общая симптоматология и клиническое течение близорукости
- Конусы и стафиломы
- Хориоретинальные изменения
- Изменения стекловидного тела
- Миопия и отслойка сетчатки
- Беременность и миопия
- Прогнозирование течения миопии
Лечебные меры при близорукости
- Оптическая коррекция
- Физические и медикаментозные воздействия на аппарат аккомодации
- Медикаментозные препараты в профилактике прогрессирования миопии и лечении ее осложнений
- Хирургические вмешательства при миопии
- Хирургические вмешательства на хрусталике
- Операции на роговице
- Лазерные воздействия на роговицу
- Склеропластические операции
- Безоперационный метод укрепления склеры
- Последовательность использования склероукрепляющих методов
- Занятия физической культурой и спортом при близорукости
- Специальные упражнения
- Профессиональная ориентация подростков с близорукостью
Профилактика близорукости
- Профилактические меры общемедицинского и гигиенического характера
- Упражнения, выполняемые на уроках в школе для профилактики зрительного утомления и близорукости
- Тренировочные упражнения для цилиарной мышцы, рекомендуемые лицам с повышенным риском возникновения близорукости
- Офтальмоэргономические мероприятия в профилактике зрительного утомления и профессиональной близорукости
Список литературы
Источник