Физкультура при близорукости анисимов

ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ БЛИЗОРУКОСТИ

Казначеева Регина Владимировна

Студент 1 курса, кафедра экономики, ОГИМ, г. Оренбург

E-mailhegine.d@mail.ru

Бровиков Дмитрий Владимирович

научный руководитель, ст. преподаватель ОГИМ г. Оренбург, мастер спорта России по вольной борьбе

Как известно, жизнь человека — невозможна без органов чувств. Ведь благодаря им мы познаем мир. Самым важным из органов чувств является зрение. Ученые доказали, что 95 % сведений о мире мы получаем благодаря зрению. Слабое зрение лишает человека полноты сведений о мире.

Одной из болезней глаз является близорукость. Значительно возросло в последнее время число людей страдающих этим недугом. Люди в очках стали неотъемлемой частью современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукости подвержены в основном молодое население страны. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2 % и более. У студентов вузов этот процент ещё выше.

Близорукость — это доставляющий неприятности изъян человека. Неприятности состоят в том, что человек страдающий близорукостью не может видеть четко предметы, которые находятся на некотором расстоянии от глаз. Ученые доказали, что близорукость в большинстве случаев является приобретенной. Ее приобретаю чаще всего дети в начальной школе и работники чей рабочий день состоит из работы за компьютером. К сожалению это изъян нельзя считать безобидным. И требует срочного лечения, что б это не привело к полной потере зрения.

Близорукость так же страшна увеличением глазного яблока, вследствие этого происходит стяжение его оболочек. Эти симптомы страшны для сетчатки и сосудистой оболочки. Питание сетчатки нарушается, за счет этого происходит отслоение сетчатки, это может привести к ужасным последствиям — к слепоте.

Исследования близорукости и ее происхождения, помогли выработать специальные упражнения и допустимые нагрузки для людей страдающих этим недугом. Ученые доказали, что студенты со сниженной физической активностью страдают плохой памятью и сниженной умственной активностью. В настоящее время в студенческую программу физического воспитания включают общеразвивающие игры, специальные упражнения и упражнения направленные на развитие и укрепление мышц глаза.

В последнее время возрос интерес молодых людей к спорту. Основную массу из них представляют собой дети и подростки. Нужно учитывать, факт того что многие из числа молодых людей близоруки. Для них нужно подбирать индивидуальные формы занятий и нагрузки.

Важное условие занятий близоруких спортом, является врачебный контроль и соблюдение положенных нагрузок. Лечебные занятия спортом могут повлиять на стабилизацию зрения, а в некоторых случаях и восстановлению его. Существует еще и вероятность того, что зрение может ухудшиться после нагрузок. Это зависит от выбора спортивных нагрузок и степени близорукости.

Врачи часто рекомендуют заниматься спортом при не прогрессирующей близорукости. Рекомендуется снимать очки на время занятий спортом, если это позволяет зрение. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. Тогда рекомендуют надевать линзы, которые одеваются на глазное яблоко. Занятия спортом, связанным с большими нагрузками и подниманием тяжестей, запрещается при прогрессирующей близорукости. Если же в процессе занятий близорукость прогрессирует, то спортсмену рекомендуют прекратить занятия или значительно снизить нагрузки. Хотя как показывают многие исследования, занятия спортом помогают стабилизировать зрение и повысить общее физическое состояние молодых людей. Спортивные игры, туризм в большей степень влияют на физическое состояние детей и подростков.

Лечебная физкультура при близорукости

Комплекс физкультуры для близоруких включает в себя, как общеразвивающие так и специальные упражнения для глаз. Известно, что у близоруких нарушение осанки, искривление позвоночника. Большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и дыхательным. Эти упражнения можно выполнять и дома, но обязательно под наблюдением родителей. Для этого нужно родителям изучить методический материал и следить за нагрузками ребенка. Чем раньше начнет тренировки человек тем лучше и быстрей будет результат.

Минимальный курс занятий этими упражнениями 3 месяца. Уместней будет разделить этот курс на 2,подготовительный и основной (тренажерный).

Желательно время подготовительного периода 12—15 дней.

Задачами этого периода являются:

1.  общее укрепление организма;

2.  адаптация к физической нагрузке;

3.  активизация функций дыхательной и сердечнососудистой систем;

4.  улучшение осанки;

5.  укрепление мышечно-связочного аппарата;

6.  повышение эмоционального состояния.

Занятия лечебной физкультурой

Молодым людям, страдающим близорукостью, рекомендуется заниматься лечебными упражнениями по физкультуре. Лечебные занятия способствуют стабилизации зрения и улучшению его.

Ориентировочный комплекс упражнений лечебной гимнастики:

1.  Исходное положение — стоя, кисти на затылке. 1—2-поднять руки вверх, прогнуться, 3—4 вернуться в исходное положение. Повторить 3—4 раза.

2.  Исходное положение — стоя или сидя. Медленные круговые движения головой. По 8 раз в каждом направлении.

3.  В течении 1 минуты самомассаж затылка.

4.  Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40—45 сек.

5.  Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами па глазные яблоки в течение 25—30 сек.

6.  Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1—2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.

7.  Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30—35 сек.

8.  Выполнять быстрые моргания в течение 15—20 сек.

9.  Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.

Физическая культура для студентов с близорукостью.

Главное значение в физическом развитии студентов, является занятия физической культурой в ВУЗах.

Обязательные занятия студентов физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

Студенты с остротой зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр занимаются в подготовительной группе. В этой группе исключены участия в соревнованиях.

Студенты с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Для студентов находящихся в специальной группе разработаны специальные лечебные занятия.

Спортивные игры с мячом очень важны. При игре в волейбол, баскетбол, теннис очень полезно переключение зрения с близкого расстояния на далекое и обратно. Эти игры способствую профилактики прогрессирования и аккомодации близорукости, стабилизации зрения и улучшению его.

В занятиях нужно исключить прыжки с высоты более 1,5 м., упражнения которые требуют большую и продолжительную физическую нагрузку.

В отличии от студентов основной медицинской группы у студентов подготовительной группы должна быть ниже степень нервно-мышечного напряжения и нагрузка в общем при занятиях физической культурой.

Студенты занимающиеся в подготовительной группе так же должны заниматься самостоятельными занятиями, которые включают в себя упражнения для мышц глаза.

В специальной группе должны заниматься студенты с высокой степенью близорукости. Для их занятий практикуются такие формы занятий:

1. самостоятельные и обязательные занятия;

2. самостоятельные занятия должны включать в себя: упражнения по укреплению мышц глаз, закаливание организма, дыхательные упражнения, упражнения для укрепления мышц спины. Ко всему перечисленное еще и занятия лечебной гимнастикой.

Активный образ жизни, занятия спортом улучшают физическое состояние молодых людей. Повышает их сопротивляемость к болезням, но для людей страдающих близорукостью занятия физическими упражнения составляют некоторые затруднения. Специально для таких людей были разработаны лечебные занятия.

Хотя каждый должен сам контролировать нагрузки, уменьшать их или увеличивать в зависимости от самочувствия.

Заболевание глаз, такое как близорукость, возникает и прогрессирует у молодых людей, которые не соблюдают зрительный режим. Ослабления зрения способствует острым хроническим и респираторным и инфекционным заболеваниям.

Укрепляют организм и восстанавливают его после болезни — физические упражнения и спорт. Физические упражнения помогают организму в любом возрасте. Студенты, страдающие близорукостью, должны помимо занятий физической культурой, заниматься самостоятельной подготовкой и укреплять мышцы глаз.

Заболевания глаз должны волновать не только медиков, но и самих людей. Зрение каждого из нас зависит от нас самих. Ведь одно из самых главных органов чувств человека — это зрение. Без него мы не сможем полно познавать мир.

Список литературы:

  1. Аветисов Э.С. Близорукость/Под общ. ред. Э.С. Аветисова. — 2-е изд., перераб. И доп. — М., 2002. — 284 с.
  2. Глазные болезни: Учебник/Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. — М.: Медицина — 2000 г — 448 с.
  3. Физкультура при близорукости/ Под ред. Анисимова, Москва — 2003 г

Источник

Исходное положение — стоя у стенки.

1.Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).

2. Посмотреть вверх — вправо, затем по диагонали вниз — влево (6-8 раз).

3. Посмотреть вверх — влево, по диагонали вниз — вправо (6-8 раз).

4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).

5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнет «двоиться» (6-8 раз).

6. Смотреть прямо перед собой 2 — 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 — 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 — 5 сек., опустить руку (10-12 раз).

7. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).

8. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

Исходное положение — сидя.

9. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 8 — 12 раз.

10. Быстро моргать в течение 15 с. Повторить 3-4 раза.

11. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с., затем открыть на 3-5 с. Повторить 8-10 раз.

12. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Исходное положение — стоя у окна

13. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний.

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза проводится по методу, называемому «метка на стекле». При выполнении упражнения «метка на стекле» занимающийся в очках становится у окна на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла. На этом стекле, на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 — 5 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, пациент намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочерёдно переводит взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение проводится два раза в день в течение 25 — 30 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 мин., последующие два дня — 5 мин., а в остальные дни — 7 мин.

Физкультура при слабой степени близорукости

Люди, имеющие близорукость слабой степени, могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Исключение составляют только те, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся (см. таблицу 1).

Курс ЛФК при миопии составляет не менее 3 месяцев, его делят на 2 периода — подготовительный и основной.

Подготовительный период

Длительность 12-15 дней.

Основные задачи периода:

1. общее укрепление организма;

2. адаптация к физической нагрузке;

3. активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

4. улучшение осанки;

5. укрепление мышечно-связочного аппарата;

6. повышение эмоционального тонуса.

Для этого периода характерно преимущественное выполнение общеразвивающих упражнений с постепенным увеличением специальных упражнений для разгибателей головы и туловища. Особое внимание уделяют обучению правильного дыхания.

К специальным упражнениям в этом периоде относятся дыхательные и корригирующие упражнения, а также упражнения для укрепления свода стопы. Исходные положения — лежа, сидя, стоя. Корригирующие упражнения выполняются в условиях разгрузки позвоночника — лежа. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Используют гимнастические снаряды (палки, мячи и т.д.). Кроме гимнастических упражнений, показаны подвижные игры и отдельные элементы спортивных игр для общеоздоровительных воздействий, повышения эмоционального тонуса, что особенно важно в детском возрасте. Подвижные игры проводят в исходном положении сидя и стоя (см. таблицу 2).

Основной (тренировочный) период

Длительность 2,5 — 3 мес.

Частные задачи периода:

1. улучшение кровоснабжения тканей глаза;

2. укрепление мышечной системы глаза;

3. улучшение обменных и трофических процессов в глазу;

4. укрепление склеры.

На фоне общеразвивающих, дыхательных и коррегирующих упражнений применяют специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаза и аккомодационную мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении лежа или стоя у стенки (оптимальное положение для сохранения правильной осанки).

Физкультура при средней степени близорукости (от 3 до 6 диоптрий)

Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при не прогрессирующей близорукости. Заключение о возможности занятий даже названными в таблице 1 видами спорта должен сделать окулист.

Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головой. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу. Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

Физкультура при высокой степени близорукости (свыше 6 диоптрий)

Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом, но желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8 — 10 мин. с включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. и физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.

Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно.

Используемая литература

1) Медицинская реабилитация: Руководство для врачей/Под редакцией В.А. Епифанова. — М. Медпресс-информ, 2008.

2) Под редакцией Анисимова «Физкультура при близорукости», Москва 1993г.

3) Медицинский журнал, 1996г.

4) Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов.
М.: Медицина, 1987.5) Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры.-
М.:Физкультура и спорт, 1998г.6) Покровский В.И. Малая медицинская
энциклопедия. М: Большая Российская энциклопедия, 1992.

Источник

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ ñïîðòà â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè è ñîñòîÿíèÿ ãëàç. Ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ïðè ìèîïèè. Êîìïëåêñ òðåíèðîâî÷íûõ çàäàíèé ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè ïîÿâëåíèÿ è ïðîãðåññèðîâàíèÿ áëèçîðóêîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Åâðàçèéñêèé íàöèîíàëüíûé óíèâåðñèòåò èì. Ë. Ãóìèëåâà

Ðåôåðàò

íà òåìó: «Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ìèîïèè»

Âûïîëíèëà: ñòóäåíòêà ãð. Èß-24

Èáðàåâà Àñåëü

Àñòàíà — 2013 ã.

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ

2. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòîì

3. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé

Èñïîëüçóåìàÿ ëèòåðàòóðà

Ââåäåíèå

Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü — îäíî èç íåîáõîäèìûõ óñëîâèé æèçíè, èìåþùåå íå òîëüêî áèîëîãè÷åñêîå, íî è ñîöèàëüíîå çíà÷åíèå. Îíà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê åñòåñòâåííî-áèîëîãè÷åñêàÿ ïîòðåáíîñòü æèâîãî îðãàíèçìà íà âñåõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà. Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü, ðåãëàìåíòèðîâàííàÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ìåäèöèíñêèìè ïîêàçàíèÿìè, ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøèì ôàêòîðîì êîððåêöèè îáðàçà æèçíè ÷åëîâåêà. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) — ìåòîä ëå÷åíèÿ, èñïîëüçóþùèé ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ñ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêîé öåëüþ è äëÿ áîëåå áûñòðîãî âîññòàíîâëåíèÿ çäîðîâüÿ è òðóäîñïîñîáíîñòè áîëüíîãî, ïðåäóïðåæäåíèÿ ïîñëåäñòâèé ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. ËÔÊ ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèì, íî è ëå÷åáíî-âîñïèòàòåëüíûì ïðîöåññîì. Ïðèìåíåíèå ËÔÊ âîñïèòûâàåò ó áîëüíîãî ñîçíàòåëüíîå îòíîøåíèå ê èñïîëüçîâàíèþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ïðèâèâàåò åìó ãèãèåíè÷åñêèå íàâûêè, ïðåäóñìàòðèâàåò ó÷àñòèå åãî â ðåãóëèðîâàíèè ñâîåãî îáùåãî ðåæèìà è, â ÷àñòíîñòè, ðåæèìà äâèæåíèé, âîñïèòûâàåò ïðàâèëüíîå îòíîøåíèå áîëüíûõ ê çàêàëèâàíèþ îðãàíèçìà åñòåñòâåííûìè ôàêòîðàìè ïðèðîäû. Îáúåêòîì âîçäåéñòâèÿ ËÔÊ ÿâëÿåòñÿ áîëüíîé ñî âñåìè îñîáåííîñòÿìè ðåàêòèâíîñòè è ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ åãî îðãàíèçìà. Ýòèì îïðåäåëÿåòñÿ ðàçëè÷èå ïðèìåíÿåìûõ ñðåäñòâ, ìåòîäîâ è äîçèðîâîê â ïðàêòèêå ËÔÊ. ËÔÊ — ìåòîä åñòåñòâåííî-áèîëîãè÷åñêîãî ñîäåðæàíèÿ, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò èñïîëüçîâàíèå îñíîâíîé áèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèè îðãàíèçìà — äâèæåíèÿ. Ôóíêöèÿ äâèæåíèÿ ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì ñòèìóëÿòîðîì ïðîöåññîâ ðîñòà, ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ îðãàíèçìà. Ôóíêöèÿ äâèæåíèÿ, ñòèìóëèðóÿ àêòèâíóþ äåÿòåëüíîñòü âñåõ ñèñòåì îðãàíèçìà, ïîääåðæèâàåò è ðàçâèâàåò èõ, ñïîñîáñòâóÿ ïîâûøåíèþ îáùåé ðàáîòîñïîñîáíîñòè áîëüíîãî.

1. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ

Òàáëèöà 1. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ ñïîðòà

Âèä ñïîðòà

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè è ñîñòîÿíèÿ ãëàç

Ðåêîìåíäàöèè ïî èñïîëüçîâàíèþ îïòè÷åñêîé êîððåêöèè

Áîêñ

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Áîðüáà

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Òÿæ¸ëàÿ

Àòëåòèêà

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè

Âåëîãîíêà íà òðåêå

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ãèìíàñòèêà ñïîðòèâíàÿ

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé

Áåç êîððåêöèè

Ãèìíàñòèêà õóäîæåñòâåííàÿ

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êàê ïðàâèëî, áåç î÷êîâ. Ïðè çíà÷èòåëüíîì ïîíèæåíèè çðåíèÿ — êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñòðåëüáà ñòåíäîâàÿ, ïóëåâàÿ, èç ëóêà

ïðè áëèçîðóêîñòè áîëåå — 8 äèîïòðèé

Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñîâðåìåííîå ïÿòèáîðüå

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Êîííûé ñïîðò

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Ôåõòîâàíèå

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ïëàâàíèå

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Áåç êîððåêöèè

Âîäíîå ïîëî

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè èëè êîððåêöèÿ êîíòàêòíûìè ëèíçàìè

Ïðûæêè â âîäó

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Ãðåáíîé ñïîðò

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Î÷êîâàÿ êîððåêöèÿ

Ïàðóñíûé ñïîðò

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Áåç êîððåêöèè

Ëûæíûå ãîíêè

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ

Áèàòëîí

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ãîðíîëûæíûé ñïîðò

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Ïðûæêè íà ëûæàõ ñ òðàìïëèíà

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Ëûæíîå äâîåáîðüå

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Ñêîðîñòíîé áåã íà êîíüêàõ

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ôèãóðíîå êàòàíèå

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñïîðòèâíàÿ õîäüáà

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Áåã íà êîðîòêèå äèñòàíöèè

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Áåã íà ñðåäíèå è äëèííûå äèñòàíöèè

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Ìåòàíèÿ

ïðè âûñîêîé è îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ïðûæêè

ïðè âûñîêîé è îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Âîëåéáîë, áàñêåòáîë

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Ôóòáîë, ðó÷íîé ìÿ÷

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Õîêêåé

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Òåííèñ: áîëüøîé, íàñòîëüíûé, áàäìèíòîí

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñàííûé ñïîðò

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ìîòîñïîðò

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Ãîðîäêè

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàêæå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ

2. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòîì

Íåïðåìåííîå óñëîâèå äëÿ çàíÿòèé ñïîðòîì áëèçîðóêèõ — ýòî ÷åòêîå îïðåäåëåíèå ïðîòèâîïîêàçàíèé, ñèñòåìàòè÷åñêèé âðà÷åáíûé êîíòðîëü çà ñîñòîÿíèåì îðãàíà çðåíèÿ. Ñïîðòèâíûå çàíÿòèÿ ìîãóò áëàãîòâîðíî âëèÿòü íà ñîñòîÿíèå ãëàç ïðè áëèçîðóêîñòè è ñïîñîáñòâîâàòü åå ñòàáèëèçàöèè, íî ìîãóò îêàçàòü è âåñüìà íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå íà îðãàí çðåíèÿ è ïðèâåñòè ê îñëîæíåíèÿì. Âñå çàâèñèò îò ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè, à òàêæå îò ñïåöèôèêè èçáðàííîãî âèäà ñïîðòà è äîçèðîâêè ñïîðòèâíûõ íàãðóçîê.

Ïðè íå îñëîæíåííîé, ñòàöèîíàðíîé (ò.å. íå ïðîãðåññèðóþùåé) áëèçîðóêîñòè ìîæíî è ïîëåçíî çàíèìàòüñÿ íåêîòîðûìè âèäàìè ñïîðòà. Åñëè çàíÿòèÿ íåñîâìåñòèìû ñ íîøåíèåì î÷êîâ è âîçìîæíû áåç îïòè÷åñêîé êîððåêöèè, òî íà âðåìÿ çàíÿòèé î÷êè ðàçðåøàåòñÿ ñíèìàòü.  íåêîòîðûõ âèäàõ ñïîðòà òðåáóåòñÿ âûñîêàÿ îñòðîòà çðåíèÿ è â òî æå âðåìÿ ïîëüçîâàòüñÿ î÷êàìè íåëüçÿ.  òàêèõ ñëó÷àÿõ öåëåñîîáðàçíà êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ, ò.å. ëèíçû, íàäåâàåìûå íåïîñðåäñòâåííî íà ãëàçíîå ÿáëîêî.

Ïðè îñëîæíåííîé èëè ïðîãðåññèðóþùåé áëèçîðóêîñòè ïðîòèâîïîêàçàíû âèäû ñïîðòà, ñâÿçàííûå ñ áîëüøèì ôèçè÷åñêèì íàïðÿæåíèåì, íàïðèìåð, áîðüáà, ïîäíÿòèå òÿæåñòåé, ñ ðåçêèì ïåðåìåùåíèåì òåëà è âîçìîæíîñòüþ åãî ñîòðÿñåíèÿ.

Ïî ñóùåñòâóþùåìó ïîëîæåíèþ ïðè ïåðâè÷íîì âðà÷åáíîì îñìîòðå ê çàíÿòèÿì ñïîðòîì íå äîïóñêàþòñÿ ëèïà, èìåþùèå áëèçîðóêîñòü ñâûøå 3 äèîïòðèé. Åñëè æå â ïðîöåññå çàíÿòèé áëèçîðóêîñòü ïðîãðåññèðóåò è óâåëè÷èâàåòñÿ äî 6 äèîïòðèé, òî ñïîðòñìåíó ðåêîìåíäóþò ïðåêðàòèòü àêòèâíûå çàíÿòèÿ è çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü íàãðóçêè.

Ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ ËÔÊ ïðè ìèîïèè. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) ïîêàçàíà âñåì ëèöàì, èìåþùèì ïðîãðåññèðóþùóþ ïðèîáðåòåííóþ è íå îñëîæíåííóþ îòñëîéêîé ñåò÷àòêè áëèçîðóêîñòü ëþáîé ñòåïåíè. Âîçðàñò íå ÿâëÿåòñÿ ëèìèòèðóþùèì ìîìåíòîì, îäíàêî íàèáîëåå ýôôåêòèâíà ËÔÊ ó äåòåé. ×åì ðàíüøå íàçíà÷àþò ËÔÊ ïðè ìèîïèè è ÷åì ìåíüøå ñòåïåíü áëèçîðóêîñòè, òåì âûøå ýôôåêòèâíîñòü ìåòîäà.

Ïðè âðîæäåííîé áëèçîðóêîñòè ïðèìåíåíèå ËÔÊ ìàëîýôôåêòèâíî.

Ïðîòèâîïîêàçàíî ëå÷åíèå ËÔÊ ïðè óãðîçå îòñëîåíèÿ ñåò÷àòêè.

Çàäà÷è ËÔÊ:

1. Îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà;

2. Àêòèâàöèÿ ôóíêöèè äûõàòåëüíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåì;

3. Óêðåïëåíèå ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà;

4. Óëó÷øåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ òêàíåé ãëàçà;

5. Óêðåïëåíèå ìûøö ñèñòåìû ãëàçà.

Âêëþ÷àþò äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, à òàêæå óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö øåè è ñïèíû ñ öåëüþ óëó÷øåíèÿ ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíûõ ñèñòåì, à òàêæå óêðåïëåíèÿ ìûøå÷íîãî êîðñåòà, ìûøö øåè è ñïèíû, îñëàáëåííûõ íåïðàâèëüíîé ïîçîé ïðè çðèòåëüíîé ðàáîòå (ðåçêî íàêëîíåííàÿ ãîëîâà, ñóòóëàÿ ñïèíà).  êîìïëåêñå ëå÷åáíûõ è ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåð ïîçà ÷åëîâåêà ïðè ðàáîòå èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå. Ïîëîæåíèå òåëà ñ÷èòàåòñÿ ïðàâèëüíûì, êîãäà ëèíèÿ öåíòðà òÿæåñòè ïåðåñåêàåò ñêàìüþ ïîçàäè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà, ãîëîâà íåñêîëüêî íàêëîíåíà âïåðåä, ãëàçà íàõîäÿòñÿ íà ðàññòîÿíèè äëèíû ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè ñ âûòÿíóòûìè ïàëüöàìè îò êíèãè, ëåæàùåé íà ñòîëå, ïëå÷åâîé ïîÿñ ñîõðàíÿåò ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå, òóëîâèùå îòîäâèíóòî îò êðàÿ ñòîëà íà 3-5 ñì.

3. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé

Ïðîôèëàêòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ. Ïðèâåä¸ííûå íèæå ñïåöèàëüíûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè ïîÿâëåíèÿ è ïðîãðåññèðîâàíèÿ áëèçîðóêîñòè íå ðåæå 3-4 ðàç â íåäåëþ.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèåñòîÿ ó ñòåíêè.

1.Ïîñìîòðåòü ñòðîãî ââåðõ, ïåðåâåñòè âçãëÿä âíèç (6-8 ðàç).

2. Ïîñìîòðåòü ââåðõ — âïðàâî, çàòåì ïî äèàãîíàëè âíèç — âëåâî (6-8 ðàç).

3. Ïîñìîòðåòü ââåðõ — âëåâî, ïî äèàãîíàëè âíèç — âïðàâî (6-8 ðàç).

4. Ïåðåâåñòè âçãëÿä â ëåâûé óãîë ãëàçà, çàòåì ïî ãîðèçîíòàëè â ïðàâûé (6-8 ðàç).

5. Âûòÿíóòü âïåðåä ðóêó ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà. Ñìîòðåòü íà êîíåö ïàëüöà è ìåäëåííî ïðèáëèæàòü åãî, íå ñâîäÿ ãëàç äî òåõ ïîð, ïîêà ïàëåö íå íà÷íåò «äâîèòüñÿ» (6-8 ðàç).

6. Ñìîòðåòü ïðÿìî ïåðåä ñîáîé 2-3 ñåê., äåðæàòü ïàëåö ïðàâîé ðóêè ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà íà ðàññòîÿíèè 25-30 ñì îò ãëàç, ïåðåâåñòè âçãëÿä íà êîí÷èê ïàëüöà è ñìîòðåòü íà íåãî 3-5 ñåê., îïóñòèòü ðóêó (10-12 ðàç).

7. Ïàëåö íà ïåðåíîñèöå. Ïåðåâåñòè âçãëÿä îáîèõ ãëàç íà ïåðåíîñèöó è îáðàòíî (10-11 ðàç).

8. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ãëàçàìè ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå è îáðàòíî.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèåñèäÿ.

9. Ìåäëåííî ïåðåâîäèòü âçãëÿä ñ ïîëà íà ïîòîëîê è îáðàòíî, ãîëîâà íåïîäâèæíà. Ïîâòîðèòü 8-12 ðàç.

10. Áûñòðî ìîðãàòü â òå÷åíèå 15 ñ. Ïîâòîðèòü 3-4 ðàçà.

11. Êðåïêî çàæìóðèòü ãëàçà íà 3-5 ñ., çàòåì îòêðûòü íà 3-5 ñ. Ïîâòîðèòü 8-10 ðàç.

12. Çàêðûòü ãëàçà è ìàññèðîâàòü âåêè êðóãîâûìè äâèæåíèÿìè ïàëüöà â òå÷åíèå 1 ìèíóòû.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèåñòîÿ ó îêíà.

13. Ïåðåâîä âçãëÿäà ñ áëèæíåãî ïðåäìåòà íà äàëüíèé. Òðåíèðîâêà âíóòðåííèõ, öèëèàðíûõ, ìûøö ãëàçà ïðîâîäèòñÿ ïî ìåòîäó, íàçûâàåìîìó «ìåòêà íà ñòåêëå». Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèÿ «ìåòêà íà ñòåêëå» çàíèìàþùèéñÿ â î÷êàõ ñòàíîâèòñÿ ó îêíà íà ðàññòîÿíèè 30-35 ñì îò îêîííîãî ñòåêëà. Íà ýòîì ñòåêëå, íà óðîâíå åãî ãëàç êðåïèòñÿ êðóãëàÿ ìåòêà äèàìåòðîì 3-5 ìì. Âäàëè íà ëèíèè âçîðà, ïðîõîäÿùåé ÷åðåç ýòó ìåòêó, ïàöèåíò íàìå÷àåò êàêîé-ëèáî ïðåäìåò äëÿ ôèêñàöèè, çàòåì ïîî÷åð¸äíî ïåðåâîäèò âçãëÿä òî íà ìåòêó íà ñòåêëå, òî íà ïðåäìåò. Óïðàæíåíèå ïðîâîäèòñÿ äâà ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 25-30 äíåé. Ïåðâûå äâà äíÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü êàæäîãî óïðàæíåíèÿ äîëæíà ñîñòàâëÿòü 3 ìèí., ïîñëåäóþùèå äâà äíÿ — 5 ìèí., à â îñòàëüíûå äíè — 7 ìèí.

Ôèçêóëüòóðà ïðè ñëàáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè. Ëþäè, èìåþùèå áëèçîðóêîñòü ñëàáîé ñòåïåíè, ìîãóò èñïîëüçîâàòü ðàçíîîáðàçíûå ñðåäñòâà ôèçêóëüòóðû è ñïîðòà. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò òîëüêî òå, ïðè êîòîðûõ âîçìîæíû óäàðû ïî ãîëîâå, ðåçêèå ñîòðÿñåíèÿ âñåãî îðãàíèçìà, îáùåå áîëüøîå è ïðîäîëæèòåëüíîå íàïðÿæåíèå çàíèìàþùèõñÿ (ñì. òàáëèöó 1).

Êóðñ ËÔÊ ïðè ìèîïèè ñîñòàâëÿåò íå ìåíåå 3 ìåñÿöåâ, åãî äåëÿò íà 2 ïåðèîäà — ïîäãîòîâèòåëüíûé è îñíîâíîé.

Ïîäãîòîâèòåëüíûé ïåðèîä: äëèòåëüíîñòü 12-15 äíåé.

Îñíîâíûå çàäà÷è ïåðèîäà:

1. Îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà;

2. Àäàïòàöèÿ ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå;

3. Àêòèâèçàöèÿ ôóíêöèé äûõàòåëüíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåì;

4. Óëó÷øåíèå îñàíêè;

5. Óêðåïëåíèå ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà;

6. Ïîâûøåíèå ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà.

Äëÿ ýòîãî ïåðèîäà õàðàêòåðíî ïðåèìóùåñòâåííîå âûïîëíåíèå îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé ñ ïîñòåïåííûì óâåëè÷åíèåì ñïåöèàëüíûõ óïðàæíåíèé äëÿ ðàçãèáàòåëåé ãîëîâû è òóëîâèùà. Îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿþò îáó÷åíèþ ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ.

Ê ñïåöèàëüíûì óïðàæíåíèÿì â ýòîì ïåðèîäå îòíîñÿòñÿ äûõàòåëüíûå è êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ, à òàêæå óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ñâîäà ñòîïû. Èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ — ëåæà, ñèäÿ, ñòîÿ. Êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â óñëîâèÿõ ðàçãðóçêè ïîçâîíî÷íèêà — ëåæà. Òåìï âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé ìåäëåííûé è ñðåäíèé. Èñïîëüçóþò ãèìíàñòè÷åñêèå ñíàðÿäû (ïàëêè, ìÿ÷è è ò.ä.). Êðîìå ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ïîêàçàíû ïîäâèæíûå èãðû è îòäåëüíûå ýëåìåíòû ñïîðòèâíûõ èãð äëÿ îáùåîçäîðîâèòåëüíûõ âîçäåéñòâèé, ïîâûøåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà, ÷òî îñîáåííî âàæíî â äåòñêîì âîçðàñòå. Ïîäâèæíûå èãðû ïðîâîäÿò â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ñèäÿ è ñòîÿ (ñì. òàáëèöó 2).

Îñíîâíîé (òðåíèðîâî÷íûé) ïåðèîä: äëèòåëüíîñòü 2,5-3 ìåñ.

×àñòíûå çàäà÷è ïåðèîäà:

1. Óëó÷øåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ òêàíåé ãëàçà;

2. Óêðåïëåíèå ìûøå÷íîé ñèñòåìû ãëàçà;

3. Óëó÷øåíèå îáìåííûõ è òðîôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â ãëàçó;

4. Óêðåïëåíèå ñêëåðû.

Íà ôîíå îáùåðàçâèâàþùèõ, äûõàòåëüíûõ è êîððèãèðóþùèõ óïðàæíåíèé ïðèìåíÿþò ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ, óêðåïëÿþùèå íàðóæíûå ìûøöû ãëàçà è àêêîìîäàöèîííóþ ìûøöó. Ýòè óïðàæíåíèÿ äîëæíû áûòü ñòðîãî äîçèðîâàíû. Öåëåñîîáðàçíî âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ äëÿ íàðóæíûõ ìûøö ãëàçà îäíîâðåìåííî ñ îáùåðàçâèâàþùèìè óïðàæíåíèÿìè â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà èëè ñòîÿ ó ñòåíêè (îïòèìàëüíîå ïîëîæåíèå äëÿ ñîõðàíåíèÿ ïðàâèëüíîé îñàíêè). áëèçîðóêîñòü ìèîïèÿ ïðîôèëàêòèêà óïðàæíåíèå

Ôèçêóëüòóðà ïðè ñðåäíåé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè (îò 3 äî 6 äèîïòðèé). Êðóã ñðåäñòâ ôèçêóëüòóðû è ñïîðòà, êîòîðûå ìîæíî ðåêîìåíäîâàòü ëèöàì ñ áëèçîðóêîñòüþ ñðåäíåé ñòåïåíè, ñóæåí ïî ñðàâíåíèþ ñ òåìè, ó êîãî ìèîïèÿ ñëàáîé ñòåïåíè. Îíè ìîãóò çàíèìàòüñÿ íåêîòîðûìè âèäàìè ñïîðòà ëèøü ïðè íå ïðîãðåññèðóþùåé áëèçîðóêîñòè. Çàêëþ÷åíèå î âîçìîæíîñòè çàíÿòèé äàæå íàçâàííûìè â òàáëèöå 1 âèäàìè ñïîðòà äîëæåí ñäåëàòü îêóëèñò.

Âàæíî ïîìíèòü î òîì, ÷òî ñëåäóåò èçáåãàòü óïðàæíåíèé ñ ðåçêèìè äâèæåíèÿìè ãîëîâîé. Ïîýòîìó íàêëîíû òóëîâèùà âïåð¸ä ëó÷øå âûïîëíÿòü â ïîëîæåíèè ñèäÿ íà ïîëó. Êîìïëåêñû óïðàæíåíèé äëÿ ëèö ñ áëèçîðóêîñòüþ ñëàáîé ñòåïåíè â ïîëíîé ìåðå ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ è òåìè, ó êîãî èìååòñÿ ìèîïèÿ ñðåäíåé ñòåïåíè. Îäíàêî îáùóþ íàãðóçêó êàæäûé äîëæåí ðåãóëèðîâàòü ñàì, èçìåíÿÿ èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ, îáëåã÷àÿ èëè óñëîæíÿÿ óïðàæíåíèÿ, óìåíüøàÿ èëè óâåëè÷èâàÿ àìïëèòóäó äâèæåíèé â çàâèñèìîñòè îò ñàìî÷óâñòâèÿ.

Ôèçêóëüòóðà ïðè âûñîêîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè (ñâûøå 6 äèîïòðèé). Ëþäÿì ñ âûñîêîé ñòåïåíüþ áëèçîðóêîñòè íå ðåêîìåíäóþòñÿ çàíÿòèÿ ñïîðòîì, íî æåëàòåëüíî âûïîëíÿòü åæåäíåâíî óòðåííþþ ãèãèåíè÷åñêóþ ãèìíàñòèêó ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 8-10 ìèí. ñ âêëþ÷åíèåì â êîìïëåêñ ñïåöèàëüíûõ óïðàæíåíèé äëÿ òðåíèðîâêè íàðóæíûõ è âíóòðåííèõ ìûøö ãëàç. Ëþäÿì ñ áëèçîðóêîñòüþ âûñîêîé ñòåïåíè íåæåëàòåëüíû óïðàæíåíèÿ òèïà ïðûæêîâ è ñîñêîêîâ, îïîðíûå ïðûæêè ÷åðåç ñíàðÿäû, êóâûðêè è ñòîéêà íà ãîëîâå, óïðàæíåíèÿ íà âåðõíèõ ðåéêàõ ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè, ïðûæêè ñ ïîäêèäíîãî ìîñòèêà, à òàêæå óïðàæíåíèÿ, òðåáóþùèå äëèòåëüíîãî íàïðÿæåíèÿ çðåíèÿ (ïðîäîëæèòåëüíàÿ ñòðåëüáà).

Çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ äî 10 ìèí. è ôèçêóëüòóðíóþ ïàóçó íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü åæåäíåâíî ñî ñðåäíåé íàãðóçêîé.

Ëèöàì ñ áëèçîðóêîñòüþ ñâûøå 8 äèîïòðèéñ êîððåêöèåé çðåíèÿ è áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ãëàçó ïîêàçàíû òîëüêî çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé, êîòîðûå æåëàòåëüíî ïðîâîäèòü åæåäíåâíî.

Èñïîëüçóåìàÿ ëèòåðàòóðà

1. Ìåäèöèíñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ: Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé /Ïîä ðåäàêöèåé Â.À. Åïèôàíîâà. — Ì.: Ìåäïðåññ-èíôîðì, 2008.

2. Ïîä ðåäàêöèåé Àíèñèìîâà «Ôèçêóëüòóðà ïðè áëèçîðóêîñòè», Ìîñêâà 1993 ã.

3. Ìåäèöèíñêèé æóðíàë, 1996 ã.

4. Âûäðèí Â.Ì., Çûêîâ Á.Ê., Ëîòîíåíêî À.Â. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà ñòóäåíòîâ âóçîâ. Ì.: Ìåäèöèíà, 1987 ã.

5. Êîôìàí Ë.Á. Íàñòîëüíàÿ êíèãà ó÷èòåëÿ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû. — Ì.: Ôèçêóëüòóðà è ñïîðò, 1998 ã.

6. Ïîêðîâñêèé Â.È. Ìàëàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. Ì: Áîëüøàÿ Ðîññèéñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ, 1992 ã.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник