Физика 8 класс близорукость

Благодаря способности хрусталика изменять кривизну своей поверхности, изображение рассматриваемого предмета попадает точно на сетчатку глаза, если глаз здоровый.

Очевидно, что чем дальше находится предмет от глаза, тем меньше его изображение, попадающее на сетчатку. Когда необходимо рассмотреть предмет лучше, мы подносим его ближе к глазам. Но если поднести предмет слишком близко, то точного изображения предмета не получится. Обычно это происходит, если предмет помещён на расстояние меньше (20) см от глаза.

Наименьшее  расстояние,  на  котором  глаз  человека  может  ясно  видеть  предметы  без  напряжения,  называется  расстоянием  наилучшего  зрения.

Для людей с хорошим зрением это расстояние равно (25) см. Это расстояние от книги до глаза при чтении.

Самое близкое и самое дальнее расстояние, на котором глаз может рассмотреть предмет, называется дальнейшей и ближайшей точкой ясного зрения.

Дальнейшая  точка  ясного  видения  —  это  максимальное  расстояние,  на  котором  глаз  чётко  видит  предмет.

Для нормального глаза это расстояние составляет (5) метров.

Ближайшая  точка  ясного  видения  —  это  минимальное  расстояние  для  глаза,  на  котором  предмет  рассматривается  отчётливо.

Здоровый глаз способен рассматривать предмет на расстоянии (10) см.

Рассмотрим с вами самые распространённые дефекты зрения.

Близорукость, или миопия, возникает, если изображение предмета, находящегося на расстоянии (5) метров от глаза, формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Это возникает, если преломляющая способность глаза слишком велика для длины глаза, или наоборот, длина глаза слишком мала для преломляющей способности оптического аппарата глаза. Аккомодация в этом случае не помогает, так как она может только увеличить оптическую силу глаза, а не уменьшить. При близорукости дальнейшая точка ясного видения предмета находится ближе (5) метров, а ближайшая точка ясного виденья меньше (10) см.
Близорукость может возникать из-за увеличенной преломляющей способности хрусталика.

Пациенты с близорукостью жалуются на ослабление зрения вдаль, которое постепенно увеличивается. Часто такие пациенты прищуриваются, так как при этом площадь зрачка уменьшается, уменьшая рассеивание лучей света, и зрение несколько улучшается.

При дальнозоркости, или гиперметропии, изображение предмета формируется позади сетчатки.

При гиперметропии уменьшена длина глазного яблока, обычно более узкий зрачок. Пациент с дальнозоркостью видит нечётко предметы на любых расстояниях, причем при приближении предмета к глазу, зрение ухудшается. Термин «дальнозоркость» объясняется тем, что вдали такой пациент видит всё-таки лучше, чем вблизи.

Часто дальнозоркость связана с возрастными изменениями. Со временем хрусталик становится менее эластичным и выпуклым, становится тоньше, уменьшается его аккомодация.

Обычно поверхность роговой оболочки и поверхность хрусталика являются частями почти идеальной сферы. Если кривизна одной или обеих этих поверхностей оказывается искажённой, то для различных сечений глаза фокусные расстояния оказываются неодинаковыми. При этом изображение получается нечётким. Этот дефект называется астигматизмом.

Коррекция зрения возможна с помощью очков и линз. Линзы имеют ряд преимуществ перед очками. Они не ограничивают поле зрения, обеспечивая хороший обзор при повороте глаза, незаметны для окружающих. Однако при их ношении может развиваться индивидуальная непереносимость. При нарушении правил использования контактных линз могут возникнуть воспалительные заболеваний слизистой оболочки глаз.

Подбор линз производится отдельно для каждого глаза, так как дефекты зрения могут быть выражены в разной степени для левого и правого глаза. При этом для коррекции близорукости используются рассеивающие линзы, а для компенсации дальнозоркости — собирающие.

Источник

МКОУ «Цебаринская СОШ» Цунтинского района Республики Дагестан

Урок физики по теме

« Близорукость. Дальнозоркость. Очки»

8 класс

Учитель физики: Абакаров Рамазан Курамагомедович.

2018

Тема урока:Близорукость. Дальнозоркость. Очки дата: 20.04.2018 г.

Цели урока:

Образовательные:

  • Создать условия для усвоения понятий: близорукость, дальнозоркость,

  • раскрыть сущность причин нарушений зрения и гигиенических правил по уходу за глазами.

Развивающие:

  • формировать умения наблюдать, сопоставлять и делать выводы;

  • продолжать развивать логическое мышление;

  • продолжать формировать представление о единстве понятий окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, раскрыть вопросы гигиены зрения;

  • продолжать вырабатывать ответственное отношение к учёбе.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, раздаточный материал

Ход урока.

I. Орг. момент

Добрый день! Я рад видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к активной работе на уроке

  • Улыбнёмся друг другу,

  • Пожелаем удачи,

  • И начнём наш урок

  • Мы с решенья задачи

Читайте также:  Коррекция близорукости в перми

Мы начинаем наш урок с выполнения заданий на подготовку к итоговой аттестации.

1. Подготовка к ГИА.

Задачи: по карточкам.

1.Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F1 = -20 см, а другая – оптическую силу Д2 = 5 дптр?

2.Оптическая сила системы линз равна Д  = 2,5 дптр. Чему равно фокусное расстояние собирающей линзы, если вторая линза имеет оптическую силу Д2 = -4,5 дптр

2. Актуализация знаний.

Знаменитый академик Г. Ландау сказал: «Без повторения нет глубины».

И сегодня мы повторим некоторые ключевые моменты прошлого урока, на котором мы изучали строение глаза.

3. Проверка знаний учащихся

1. Работа с терминологией.

  • Хрусталик – прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу, которая фокусирует лучи света на сетчатку.

  • Сетчатка — нервные окончания, которые выстилают глазное дно.

  • Радужная оболочка — цветная часть глаза. Помогает регулировать количество света, которое попадает в глаз.

  • Роговица — прозрачное переднее «окошко» глаза. Роговица пропускает и преломляет свет в глаз.

  • Зрачок -отверстие в радужке, через которое проходит свет в глаз.

  • Стекловидное тело — прозрачная, желеобразная масса, которая заполняет середину глаза

2.Задание на сопоставление: у каждого на партах карточки с заданиями.

проверить

Человеческий глаз можно сравнить с фотоаппаратом. Найдите черты сходства между фотоаппаратом и оптической системой глаза.

Фотоаппарат и глаз

разной оптической силой

1. Хрусталик

2.Роговица

3.Стекловидное тело

Отверстие для прохождения света

4.Зрачок

Диафрагма

5.Радужная оболочка

Фотоплёнка

6.Сетчатка

«Наводка на резкость»

7.Аккомодация

Затвор

8. Веко

3. Индивидуальное задание.Один ученик у доски

Постройте и охарактеризуйте изображение предмета на сетчатке глаза:

Как передаётся изображение в мозг?

4.Устная работа.

Продолжить предложение.

  1. Аккомодация- это способность глаза приспосабливаться…

2. Явление, при котором наблюдаемый предмет нам кажется не таким,

каков он есть на самом деле называется

3.Расстояние наилучшего зрения-

4. Поле зрения увеличивается благодаря

5. Первый аппарат, с помощью которого удалось получить изображения различных объектов была

6. Диаметр зрачка может меняться

( проверка индивидуального задания у доски)

II. Изучение нового материала

1. Новая тема

Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Глаза дают человеку более 90% всей информации об окружающем. Поэтому любые нарушения — это плохо для человека.

Мотивация и целеполагание.

Ребята, а сейчас я вас попрошу плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. А теперь откройте глаза….. Не правда ли, как прекрасен мир, который мы можем видеть!
Но всегда ли мы это ценим и понимаем?
Почему у многих людей возникают проблемы со зрением, и как их предупредить?
Обо всем этом мы поговорим сегодня на уроке

Откройте тетради и запишите тему урока.

У каждого на столах таблицы. Заполнять в течение объяснения темы.

Вид

нарушения зрения

Причина возникновения

Коррекция нарушения

Профилактика нарушения зрения

Близорукость

1.Избыточная

оптическая сила

2.Удлиннение глаза вдоль его оптической оси.

1.Очки с рассеивающими

линзами, имеющими отрицательную оптическую силу Do< 0

2. Хирургическое вмешательство

  • рациональное питание с использованием продуктов богатых витаминами

  • здоровый образ жизни без вредных привычек

  • гимнастика для глаз

Дальнозоркость

1. Понижение оптической силы глаза

2.Уменьшение длины глаза вдоль его оптической оси.

1.Очки, стекла которых представляют собой собирающие линзы, имеющие положительную оптическую силу DO> 0.

2. Хирургическое вмешательство

Рассмотреть схему нормального глаза

Читайте также:  Заговор для лечения близорукости

Глаз в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза.

1.Механизм близорукости — учитель.

Близорукость (миопия) — это дефект глаз, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику. (запись в тетради).

Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.
Развивается миопия обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света. Установлено, что в младших классах близоруких немного, но их становится больше в средних и старших классах. Чаще всего дефект зрения развивается к 16—18 годам. Близорукость почти никогда не проявляется у людей, ведущих образ жизни, требующий наблюдения отдалённых предметов (моряки).

Причин близорукости может быть две. Первая – удлиненное глазное яблоко при нормальной преломляющей силе глаза. Другая причина – слишком большая оптическая сила оптической системы глаза (более 60 диоптрий) при нормальной длине глаза (24 мм). И в первом, и во втором случаях изображение от предмета не может сфокусироваться на сетчатку, а находится внутри глаза.

2. Причины развития близорукости. — учитель

(плохое освещение, чтение, лежа, неправильная поза, когда расстояние до книги менее 25см, длительное пребывание у экранов ТВ, компьютера, частые инфекц. заболевания, наследственный фактор)

3. Коррекция близорукости.

Для коррекции близорукости используют очки с рассеивающими линзами, имеющими отрицательную оптическую силу Do< 0. в результате уменьшенного преломления пучок лучей, параллельный главной оптической оси, начинает сходиться в более удаленной точке – на сетчатке.

Проблемный вопрос:
Вы, наверное наблюдали, как пожилые люди, забывшие очки, пытаются прочитать мелкий текст, отдалив его от себя? Почему они это делают? (страдают дальнозоркостью)

1, Механизм дальнозоркости — учитель.

Дальнозоркость

Дальнозоркость (гиперметропия) – это дефект глаз, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а за ней.

(запись в тетради)

Дальнозоркость вызывается слабой оптической силой оптической системы глаза для данной длины глазного яблока (либо короткий глаз при нормальной оптической силе, либо малая оптическая сила глаза при нормальной длине).

Этим дефектом страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. Видимость предметов меняется с возрастом человека: 10-летний ребёнок видит хорошо предмет не ближе 7 см, в 45 лет — 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же способствует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься. Ношение очков предупреждает

2. Причины развития дальнозоркости — учитель.

3.Коррекция дальнозоркости.

Для увеличения преломляющей способности дальнозоркого глаза используют очки, стекла которых представляют собой собирающие (вогнуто-выпуклые) линзы, имеющие положительную оптическую силу DO> 0. В результате пучок лучей параллельных главной оптической оси, сходятся в одной точке сетчатки, как и для нормального глаза.

4. Профилактика близорукости и дальнозоркости.

Учитель ( физминутка)

Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и тела , если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз и посмотреть в даль.

  2. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор, до усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза и посмотреть вдаль.

  3. Не поворачивая головы делать медленно круговые движения глазами вверх- вправо- вниз- влево и обратную сторону. Затем посмотреть вдаль

  • Учитель: Итак, обобщим изученный материал о дефектах зрения
    1. Симптомы нарушения зрения

Читайте также:  У ребенка близорукость на одном глазу

Близорукость (нечётко видят удалённые предметы

Дальнозоркость (плохо видят близко расположенные предметы)

2.Причины нарушения зрений

Близорукость

  • Лучи фокусируются не достигая сетчатки

  • удлиненное глазное яблоко

  • сильно выпуклый хрусталик

Дальнозоркость

  • лучи фокусируются за сетчаткой

  • укорочено глазное яблоко

  • уплощенный хрусталик

3. Методы коррекции

  • Зрительная гимнастика

  • Очки

  • Хирургические операции

  • Контактные линза.

4. Гигиена зрения

  • рациональное питание с использованием продуктов богатых лютеином (салат, капуста, фасоль) и витамином А

  • здоровый образ жизни без вредных привычек

  • гимнастика для глаз

III. Закрепление. Итак, проведем повторение изученного материала. Сегодня на уроке мы говорили о значении зрения в нашей жизни, о нарушении и профилактики зрения.

Ответьте на следующие вопросы:
Врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна +2 дптр. Какой недостаток зрения исправляют эти очки? (дальнозоркость).

Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр или -1,5 дптр? (-1,5 дптр)

ТЕСТ

  1. Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
    а) F;              б) О;           в) Д.

  2. В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
    а) мм;           б) кг;           в) дптр;         г) А.

  3. Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
    а) собирающая;              б) рассеивающая. 

  4. Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
    а) собирающая;              б) рассеивающая.

  5. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
    а)   хрусталик;              б) роговица 

  6. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
    а) на сетчатке;              б)  на роговице 

  7. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так   и   на   более   далёком   расстоянии:
    а) адаптацией;         б) аккомодацией;      в) иллюзией зрения

  8. При близорукости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами;      б)  с собирающими линзами

  9. При дальнозоркости применяют очки
    а)  с рассеивающими линзами;     б) с собирающими линзами

Устно. № 149 – работа с учебником.

Т.к. у близорукого человека фокусное расстояние хрусталика меньше, чем у нормально видящего, то оптическая сила глаз близоруких людей больше, чем у нормально видящего.

IV. Подведение итогов.

Итак, наш урок подходит к завершению. Хотелось бы подвести итоги.
Мы живем в мире разнообразных световых явлений, многие из которых нам кажутся загадочными и необычными. С помощью зрения мы наблюдаем окружающий мир, вечерние зори, радугу, плывущие по небу облака…
С помощью глаз мы видим все вокруг нас, а ведь порой даже не задумываемся о том, а как это происходит у человека и других живых существ в природе. Для нас это естественно так же, как и дыхание.
На основе физических законов возникла вся современная оптическая техника. Но самым ценным и главнейшим для нас является живой оптический прибор – наш орган зрения – глаз. Давайте все относиться к нашим глазам как к необыкновенному чуду, очень ранимому, но такому незаменимому в нашей жизни.

Рефлексия.

  1. Представьте себе, что создан барометр, способный регистрировать атмосферу настроения. Как вы оцениваете атмосферу настроения сегодня на уроке?

У вас на столах заготовки, с помощью которых вы можете выразить нстроение сегодняшнего урока

I.V.Домашнее задание

1.§ 38- учебник

2.Создать буклет: «Что для зрения хорошо, что для зренья плохо».

3. Нестандартные задачи.

4. Кроссворд.

5. Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Оптика»

Кроссворд.

По горизонтали:

1.Неведимка в глазу. (Линза)

2. Есть и в физике, и в геометрии. (Луч)

3. Отверстие в центре радужной оболочки. (Зрачок)

4. «Мартышка к старости слаба глазами стала…»(не видит то, что близко передней). (Дальнозоркость)

5. Прозрачная двояковыпуклая линза глаза. (Хрусталик)

По вертикали:

1.«Наводка глаза» на резкость изображения. (Аккомодация)

2. Электромагнитные волны, позволяющие видеть мир. (Свет)

3. «Очень жаль, глаза плохо видят вдаль.» (Близорукость)

4. Точка, в которой собираются световые лучи. (Фокус)

5. Человек, который не различает цвета ( Дальтоник)

Источник