Доклады по сетчатки глаза

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 16

с углубленным изучением отдельных предметов»

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

hello_html_42be61f0.jpg

Выполнила ученица 8 «А» класса Пронина Татьяна

Преподаватель: Щербинин А.С.

г. Арзамас, 2018 г.

Примерно 80% всей информации человек получает с помощью зрения. Рассмотрим механизм возникновения видимой картины окружающей среды.

Как создается видимое изображение

Каждый из 6 органов чувств (анализаторов) человека включает три важнейших звена: рецепторы, нервные пути, и мозговой центр. Анализаторы, принадлежащие к различным органам чувств, работают в тесном «содружестве» друг с другом. Это позволяет получить полную и точную картину окружающего мира.

Функция зрения обеспечивается с помощью пары глаз.

Оптическая система человеческого глаза

Глаз человека имеет шаровидную форму диаметром около 2,3 см. Передняя часть его наружной оболочки прозрачна и носит название роговицы. Задняя же часть — склера состоит из плотной белковой ткани. Непосредственно за белком находится сосудистая оболочка, пронизанная кровеносными сосудами. Цвет глаз обуславливается пигментом, содержащимся в её передней (радужной) части. В радужке находится очень важный элемент глаза — отверстие (зрачок), пропускающий свет вовнутрь глаза. Позади зрачка расположено уникальное изобретение природы — хрусталик. Он представляет собой биологическую, совершенно прозрачную двояковыпуклую линзу. Её важнейшее свойство — аккомодация. Т.е. способность рефлекторно изменять свою преломляющую силу при рассмотрении предметов, разно удалённых от наблюдателя. Выпуклостью хрусталика управляет специальная группа мышц. За хрусталиком располагается прозрачное стекловидное тело.

Роговица, радужная оболочка, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему глаза.

Слаженная работа этой системы изменяет траекторию световых лучей и направляет световые кванты к сетчатке. На ней возникает уменьшенное изображение предметов. На сетчатке располагаются фоторецепторы, представляющие собой разветвления зрительного нерва. Получаемое ими световое раздражение по зрительному нерву направляется в мозг, где и формируется видимый образ предмета.

hello_html_7e5694bf.jpg

Однако, природа ограничила видимую часть электромагнитной шкалы очень малым диапазоном.

Через светопроводящую систему глаза проходят лишь электромагнитные волны с длиной от 0,4 до 0,78 мкм.

Сетчатка чувствительна и к ультрафиолетовой части спектра. Но хрусталик не пропускает агрессивные ультрафиолетовые кванты и тем самым предохраняет этот нежнейший слой от разрушения.

Жёлтое пятно

Против зрачка на сетчатке располагается жёлтое пятно, на котором плотность фоторецепторов особенно велика. Поэтому изображение объектов, попавших в эту область, получается особенно чётким. При любых перемещениях человека необходимо, чтобы изображения объекта удерживалось в области жёлтого пятна. Это происходит автоматически: мозг посылает команды глазодвигательным мышцам, которые управляют движение глаз в трёх плоскостях. При этом движение глаз всегда согласовано. Подчиняясь полученным командам, мышцы вынуждают глазные яблоки поворачиваться в нужном направлении. Этим и обеспечивается острота зрения.

Но даже, когда мы рассматриваем подвижный объект, наши глаза совершают очень быстрые движения из стороны в сторону, непрерывно поставляя в мозг «пищу для размышлений».

Цветное и сумеречное зрение

Сетчатка состоит из нервных рецепторов двух видов – палочек и колбочек. Палочки ответственны за ночное (чёрно-белое) зрение, а колбочки позволяют видеть мир во всем великолепии цветов. Количество палочек на сетчатке может достигать 115–120 млн, количество колбочек более скромно — около 7 млн. Палочки реагируют даже на отдельные фотоны. Поэтому даже при слабом освещении мы различаем очертания предметов (сумеречное зрение).

hello_html_57ce56d2.jpg

Зато колбочки могут проявить свою активность лишь при достаточном освещении. Для их активирования требуется больше энергии, поскольку они менее чувствительны.

Существует три вида световоспринимающих рецепторов, соответствующих красному, синему и зелёному цвету.

Их сочетание позволяет человеку распознавать всё многообразие цветов и тысячи их оттенков. А их наложение даёт белый цвет. Кстати, этот же принцип использован в цветном телевидении.

Мы видим окружающий мир потому, что все предметы отражают падающий на них свет. Причём длины волн отражаемого света зависят от вещества или нанесенной на предмет краски. Например, краска на поверхности красного мячика может отражать только волны длиной 0,78 мкм, а зелёная листва отражает диапазон от 0,51 – 0,55 мкм.

Фотоны, соответствующие этим длинам волн, попадая на сетчатку, могут воздействовать на колбочки только соответствующей группы. Красная роза, освещенная зелёным цветом, превращается в чёрный цветок, потому что неспособна отражать эти волны. Таким образом, сами по себе тела цвета не имеют. А вся огромная палитра цветов и оттенков, доступная нашему зрению – результат удивительного свойства нашего мозга.

Когда на колбочку падает световой поток, соответствующий определённому цвету, то в результате фотохимической реакции образуется электрический импульс. Комбинация таких сигналов устремляется в зрительную зону коры головного мозга, выстраивая там изображение. В результате мы видим не только очертания предметов, но и их окраску.

Острота зрения

Одно из важнейших свойств зрения это его острота. То есть его способность воспринимать две близко расположенные точки раздельно. Для нормального зрения угловое расстояние соответствующее этим точкам равно 1 минуте. Острота зрения зависит от строения глаза и правильного функционирования его оптической системы.

Читайте также:  От чего может быть дистрофия сетчатки

hello_html_2fef6aee.jpg

Тайны глаза

На удалении 3-4 мм от центра сетчатки есть особый участок, лишенный нервных рецепторов. По этой причине его назвали слепым пятном. Его размеры весьма скромны – менее 2 мм. К нему идут нервные волокна от всех рецепторов. Объединяясь в зоне слепого пятна, они образуют оптический нерв, по которому электрические импульсы от сетчатки устремляются к зрительной зоне коры головного мозга.

Кстати, сетчатка несколько озадачила ученых – физиологов. Слой, содержащий нервные рецепторы расположен на её задней стенке. Т.е. свет из внешнего мира должен пробираться через слой сетчатки, а затем уже «штурмовать» палочки и колбочки.

Если внимательно присмотреться к изображению, которое оптическая система глаза проецирует на сетчатку, то прекрасно видно, что оно перевернутое. Таким его и видят малыши первые двое суток после появления на свет. А затем мозг обучается переворачивать это изображение. И мир предстает перед ними в своём естественном положении.

Кстати, зачем природа снабдила нас двумя глазами? Оба глаза проецируют на сетчатку изображения одного и того же объекта чуть – чуть отличающиеся друг от друга (поскольку рассматриваемый предмет расположен для левого и правого глаза немного по-разному). Но нервные импульсы от обоих глаз попадают на одни и те же нейроны мозга, и формируют в нем единое, но объёмное изображение.

Глаза — чрезвычайно уязвимы. Природа позаботилась об их безопасности, посредством вспомогательных органов. Скажем, брови защищают глаза от стекающих со лба капелек пота и дождевой влаги, ресницы и веки предохраняют глаза от пыли. А специальные слёзные железы предохраняют глаза от высыхания, облегчают движение век, дезинфицируют поверхность глазного яблока…

Итак, мы познакомились со строением глаз, основными этапами зрительного восприятия, раскрыли некоторые тайны нашего зрительного аппарата.

Как и в любом оптическом приборе, здесь возможны разнообразные сбои. А каким образом человек справляется с дефектами зрения, и какими свойствами еще наделила природа его зрительный аппарат – мы расскажем при следующей встрече.

Источник

Ãëàçíîå ÿáëîêî êàê ïåðèôåðè÷åñêèé îòäåë çðèòåëüíîãî àíàëèçàòîðà, ïðàâèëüíàÿ ñôåðà äèàìåòðîì îêîëî 25 ìì, åãî ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ðîëü è çíà÷åíèå â æèçíåäåÿòåëüíîñòè âñåãî îðãàíèçìà. Âíóòðåííåå ñîäåðæèìîå äàííîãî îðãàíà, ñõåìà ñòðîåíèÿ, âçàèìîñâÿçü ýëåìåíòîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Ñòðîåíèå ãëàçà

Ââåäåíèå

Êàê èçâåñòíî, îáñóæäåíèå ëþáîãî ðàçäåëà ìåäèöèíû íà÷èíàåòñÿ ñ àíàòîìèè.  îïòîìåòðèè íåîáõîäèìî çíàòü íå òîëüêî ñòðîåíèå îðãàíà, íî è ðàçìåðû åãî — íà ýòîì îñíîâàíà âñÿ îïòèêà. Åñëè ïðåäñòàâèòü ñåðäöå, ïå÷åíü, ëåãêèå è äð. — îðãàíû íàèâàæíåéøèå, æèçíü áåç íèõ íåâîçìîæíà, íî ðàçìåðû èõ ìîãóò âàðüèðîâàòü, ìåíÿòüñÿ â òå÷åíèå æèçíè, à ôóíêöèÿ îò ýòîãî äî ïîðû äî âðåìåíè íå ñòðàäàåò. Ãëàç — ýòî åäèíñòâåííûé â îðãàíèçìå îïòè÷åñêèé ïðèáîð, íåïðàâèëüíîñòü â ðàçìåðàõ èëè èçìåíåíèå íà êàêîé-íèáóäü ìèëëèìåòð êîòîðîãî ðåçêî íàðóøàåò ôóíêöèþ. Ãëàç äîëæåí áûòü óñòðîåí î÷åíü òî÷íî. Ïðè íîðìàëüíîé äëèíå ãëàçà (24 ìì) èäóùèå èçäàëåêà öâåòîâûå ëó÷è ñîåäèíÿþòñÿ òî÷íî íà ñåò÷àòêå, è ýòî îáåñïå÷èâàåò áåçóêîðèçíåííî ÷åòêîå çðåíèå. Óêîðî÷åíèå èëè óäëèíåíèå îñè ãëàçà âñåãî ëèøü íà 1 ìì ìåíÿåò îïòèêó íà 3,0 äïòð, à ýòî äàåò êîëîññàëüíîå èçìåíåíèå ôóíêöèè.

Ãëàç ÷åëîâåêà — ïàðíûé ñåíñîðíûé îðãàí (îðãàí çðèòåëüíîé ñèñòåìû) ÷åëîâåêà, îáëàäàþùèé ñïîñîáíîñòüþ âîñïðèíèìàòü ýëåêòðîìàãíèòíîå èçëó÷åíèå â ñâåòîâîì äèàïàçîíå äëèí âîëí è îáåñïå÷èâàþùèé ôóíêöèþ çðåíèÿ. Ãëàçà ðàñïîëîæåíû â ïåðåäíåé ÷àñòè ãîëîâû, è âìåñòå ñ âåêàìè, ðåñíèöàìè è áðîâÿìè, ÿâëÿþòñÿ âàæíîé ÷àñòüþ ëèöà. Îáëàñòü ëèöà âîêðóã ãëàç àêòèâíî ó÷àñòâóåò â ìèìèêå. Ãîâîðÿò äàæå, ÷òî «ãëàçà — çåðêàëî äóøè».  ôèçè÷åñêîì ñìûñëå ãëàçíîå ÿáëîêî ÿâëÿåòñÿ ñëîæíûì îïòè÷åñêèì ïðèáîðîì, ñîñòîÿùèì èç íåñêîëüêèõ ïðîçðà÷íûõ ñðåä, ðàñïîëîæåííûõ ïî õîäó ëó÷åé â îïðåäåëåííîì ïîðÿäêå. Ðàññìîòðèì ïîäðîáíåå ñòðîåíèå ãëàçà.

Ñòðîåíèå ãëàçà

Ãëàçíîå ÿáëîêî ÿâëÿåòñÿ ïåðèôåðè÷åñêèì îòäåëîì çðèòåëüíîãî àíàëèçàòîðà, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïî÷òè ïðàâèëüíóþ ñôåðó äèàìåòðîì îêîëî 25 ìì.

Ïðè èçó÷åíèè àíàòîìèè ãëàçà ïðèíÿòî ñíà÷àëà ðàññìàòðèâàòü åãî ñòåíêè, îáîëî÷êè, çàòåì âíóòðåííå ñîäåðæèìîå (ðèñ. 1).

Ðèñ. 1. Ñòðîåíèå ãëàçà ÷åëîâåêà

Îáîëî÷êè ãëàçà

Ãëàçíîå ÿáëîêî èìååò òðè îñíîâíûå îáîëî÷êè: íàðóæíóþ, ñðåäíþþ è âíóòðåííþþ.

Íàðóæíàÿ îáîëî÷êà (ôèáðîçíàÿ êàïñóëà) âûïîëíÿåò çàùèòíóþ ðîëü äëÿ áîëåå íåæíûõ âíóòðåííèõ îáîëî÷åê, îáåñïå÷èâàåò ôîðìó ãëàçíîãî ÿáëîêà è ñëóæèò ìåñòîì äëÿ ïðèêðåïëåíèÿ íàðóæíûõ ãëàçîäâèãàòåëüíûõ ìûøö.  ýòîé îáîëî÷êå ðàçëè÷àþò äâà îòäåëà: ïåðåäíèé (ïðîçðà÷íûé) — ðîãîâèöà è çàäíèé (íåïðîçðà÷íûé) — ñêëåðà.

Ñêëåðó ñîñòàâëÿþò ïó÷êè ïëîñêèõ íåïðîçðà÷íûõ ñîåäèíèòåëüíûõ âîëîêîí, â îñíîâå êîòîðûõ êîëëàãåí. Ñêëåðà ïîëíîñòüþ ëèøåíà ïðîçðà÷íîñòè è ñîñòîèò èç òðåõ ñëîåâ: íàðóæíîãî (ýïèñêëåðà), ñîáñòâåííî ñêëåðû è âíóòðåííåãî ñëîÿ («áóðàÿ ïëàñòèíêà»). Ñêëåðà ïðîíèçàíà îòâåðñòèÿìè, ÷åðåç êîòîðûå â ãëàçíîå ÿáëîêî ïðîíèêàþò ñîñóäû, íåðâû, à ïîçàäè ýêâàòîðà ãëàçà (îí ðàñïîëîæåí â 13 ìì îò ëèìáà è èìååò äëèíó 77 ìì), âûõîäÿò 4 — 6 òàê íàçûâàåìûõ âîðòèêîçíûõ âåí. Ýòî êðóïíûå (äëÿ ãëàçà) ñîñóäû, îòâîäÿùèå êðîâü îò ñîñóäèñòîãî òðàêòà.

Ðîãîâèöà ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ îïòè÷åñêîãî àïïàðàòà ãëàçà è ïðèíèìàåò ó÷àñòèå â ïðåëîìëåíèè ñâåòîâûõ ëó÷åé, îòëè÷àåòñÿ îïòè÷åñêîé ãîìîãåííîñòüþ è ïîëíîé ïðîçðà÷íîñòüþ. Ïðîçðà÷íîñòü ðîãîâèöû çàâèñèò îò ñîäåðæàíèÿ â íåé âîäû (â íîðìå 78%). Îñíîâíûå ïàðàìåòðû ðîãîâèöû: äèàìåòð îò 11,2 äî 12,0 ìì, ñðåäíÿÿ òîëùèíà — 0,56 ìì, îïòè÷åñêàÿ ñèëà 40-43 äèîïòðèè (ñîâìåñòíî ñ âëàãîé ïåðåäíåé êàìåðû). Ðàäèóñ êðèâèçíû ðîãîâèöû â ïðåäåëàõ 7,8 — 8,0 ìì. Ìåñòî ïåðåõîäà ñêëåðû â ðîãîâèöó — ëèìá.

Ðîãîâèöà ÷ðåçâû÷àéíî áîãàòà íåðâàìè, äâà ñïëåòåíèÿ — ïîâåðõíîñòíûå ïîäýïèòåëèàëüíîå ñïëåòåíèå è ãëóáîêîå â òîëùå ñòðîìû.

Ðîãîâèöà — íå ïëîñêîå «ñòåêëî», îíà ñôåðè÷íà è ïðåëîìëÿåò ñâåòîâûå ëó÷è, ñîáèðàåò èõ ñ ñèëîé â 40,0 äïòð. Ïðè÷åì îíà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîþ íå äâîÿêî èëè ïëîñêîâûïóêëóþ ëèíçó, à èìååò ôîðìó ìåíèñêà.

Ðîãîâèöà ñîñòîèò èç ïÿòè ñëîåâ:

ýïèòåëèé;

áîóìåíîâà îáîëî÷êà;

ñòðîìà;

äåñöåìåòîâà îáîëî÷êà;

ýíäîòåëèé.

Ýïèòåëèé — íàðóæíûé ñëîé ðîãîâèöû, òîëùèíîé 0,05 ìì, êîòîðûé çàùèùàåò åå îò âîçäåéñòâèÿ âíåøíåãî ìèðà. Ïîâåðõíîñòíûå ýïèòåëèàëüíûå êëåòêè íå èìåþò ïðèçíàêîâ îðîãîâåíèÿ è ïîñòåïåííî ñøåëóøèâàþòñÿ. Âðåìÿ æèçíè ýïèòåëèàëüíûõ êëåòîê 5 — 7 äíåé.

Ñðàçó ïîä ýïèòåëèåì ðàñïîëîæåíà áåññòðóêòóðíàÿ ïîãðàíè÷íàÿ ìåìáðàíà — áîóìåíîâà îáîëî÷êà, êîòîðàÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ìîäèôèöèðîâàííóþ ÷àñòü ñòðîìû òîëùèíîé 8 — 12 ìèêðîí è ñîñòîèò èç êîëëàãåíîâûõ âîëîêîí. Ýòà îáîëî÷êà ïîñëå ïîâðåæäåíèÿ íå ðåãåíåðèðóåòñÿ, à íà ìåñòå äåôåêòà îáðàçóåòñÿ ðóáöîâàÿ òêàíü.

Ñòðîìà — ñîáñòâåííî âåùåñòâî ðîãîâèöû, ñîñòàâëÿþùåå 9/10 åå òîëùèíû. Îíà ñôîðìèðîâàíà â îñíîâíîì èç 20 ñëîåâ.

Äåñöåìåòîâà îáîëî÷êà ñëóæèò çàäíåé ãðàíèöåé ñòðîìû, îíà ÿâëÿåòñÿ ïðîèçâîäíîé êëåòîê ýíäîòåëèÿ, åå îñîáåííîñòüþ ÿâëÿåòñÿ ïðî÷íîñòü.

Çàäíåé ãðàíèöåé ðîãîâèöû ÿâëÿåòñÿ ýíäîòåëèé, çàùèùàþùèé åå îò íåïîñðåäñòâåííîãî âîçäåéñòâèÿ âëàãè ïåðåäíåé êàìåðû. Îíà èãðàåò áîëüøóþ ðîëü â ïîääåðæàíèè âîäíîãî ðàâíîâåñèÿ â ðîãîâèöå. Ðîãîâèöà îòëè÷àåòñÿ âûñîêîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ çà ñ÷åò íåðâíûõ îêîí÷àíèé, èäóùèõ èç äâóõ öèëèàðíûõ íåðâîâ.

Ïîä ñêëåðîé íàõîäèòñÿ âòîðàÿ îáîëî÷êà ãëàçíîãî ÿáëîêà — ñîñóäèñòàÿ, ñîñòîÿùàÿ èç òðåõ îòäåëîâ: ñîáñòâåííî ñîñóäèñòîé îáîëî÷êè (õîðèîèäåè), öèëèàðíîãî òåëà, ðàäóæíîé îáîëî÷êè. Ñîáñòâåííî ñîñóäèñòàÿ îáîëî÷êà ñîñòîèò èç ñåòè êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, ïèòàþùèõ ãëàç, îíà ñîñòàâëÿåò 2/3 ñîñóäèñòîãî òðàêòà. Èìåííî îòñþäà ïîñòóïàþò ê ñåò÷àòêå íåîáõîäèìûå äëÿ àêòà çðåíèÿ âåùåñòâà — çðèòåëüíûå ïèãìåíòû. Áåç ïèòàíèÿ îò ñîñóäèñòîé îáîëî÷êè ñåò÷àòêà íå ôóíêöèîíèðóåò — ñâåòî÷óâñòâèòåëüíûå êëåòêè ñåò÷àòêè (ïàëî÷êè è êîëáî÷êè) â ñâîåé ôóíêöèè ïîëíîñòüþ çàâèñÿò îò õîðèîèäåè. Ñïåðåäè ñîñóäèñòûé òðàêò óòîëùàåòñÿ è ïåðåõîäèò â öèëèàðíîå òåëî, à çàòåì â ðàäóæíóþ îáîëî÷êó.

Öèëèàðíîå òåëî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ìûøöó, êîòîðàÿ ïðèêðåïëÿåòñÿ ê ñêëåðå. Öèëèàðíîå òåëî — ýòî çàìêíóòîå êîëüöî øèðèíîþ îêîëî 8 ìì. Âïåðåäè öèëèàðíîå òåëî èìååò òîëùèíó 3 — 4 ìì, òàê êàê çäåñü ê ñêëåðå èçíóòðè ïðèëåæèò öèëèàðíàÿ èëè àêêîìîäàöèîííàÿ ìûùöà. Îò öèëèàðíîãî òåëà òÿíåòñÿ öèííîâàÿ ñâÿçêà, âîëîêíà êîòîðîé óäåðæèâàþò êàïñóëó ñ õðóñòàëèêîì â ïîäâåøåííîì ñîñòîÿíèè. Ôóíêöèÿ öèëèàðíîãî òåëà — ïðîäóêöèÿ âîäÿíèñòîé âëàãè è ó÷àñòèå â ïðîöåññå àêêîìîäàöèè.

Ðàäóæíàÿ îáîëî÷êà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êîìïëåêñ èç êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, ìûøå÷íûõ âîëîêîí, ïèãìåíòíûõ êëåòîê. Öâåò è «ðèñóíîê» ðàäóæíîé îáîëî÷êè î÷åíü èíäèâèäóàëüíû, ýòî çàâèñèò îò åå òîëùèíû, îò ðàñïîëîæåíèÿ ñîñóäîâ, îò êîëè÷åñòâà è ðàñïîëîæåíèÿ ïèãìåíòíûõ êëåòîê. Ïî öâåòó ðàäóæêè îáîçíà÷àþò öâåò ãëàç. Îñíîâíàÿ ôóíêöèÿ ðàäóæíîé îáîëî÷êè — çàùèòà âíóòðåííèõ ñòðóêòóð ãëàçà îò ïîâðåæäàþùåãî äåéñòâèÿ ñâåòà, à òàêæå ôîêóñèðîâàíèå ëó÷åé ïóòåì äèàôðàãìèðîâàíèÿ.

 öåíòðå ðàäóæêè ðàñïîëàãàåòñÿ ñêâîçíîå îòâåðñòèå — çðà÷îê. Áëàãîäàðÿ äåéñòâèþ êîëüöåâûõ è ðàäèàëüíûõ ìûøö çðà÷îê ìîæåò ñóæàòüñÿ èëè ðàñøèðÿòüñÿ (îò 2 ìì äî 8 ìì), ðåãóëèðóÿ ïîñòóïëåíèå ñâåòîâîãî ïîòîêà â îïòè÷åñêóþ ñèñòåìó ãëàçà. Ðàäóæíàÿ îáîëî÷êà âèñèò âåðòèêàëüíî, ñëåãêà îïèðàÿñü î ðàñïîëîæåííûé ñçàäè íåå õðóñòàëèê.

Ñåò÷àòêà — ñâåòîâîñïðèíèìàþùèé àïïàðàò ãëàçà, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñàìûé âíóòðåííèé ñëîé ãëàçà. Ïî ñòðîåíèþ ñåò÷àòêà — ñàìàÿ ñëîæíàÿ è ôèçèîëîãè÷åñêè âàæíàÿ îáîëî÷êà, çà êîòîðîé ñëåäóþò ïðîâîäÿùèå ïóòè, ïîäêîðêîâûå è êîðêîâûå öåíòðû.

Ñåò÷àòêà ñîñòîèò èç äåñÿòè ñëîåâ, êîòîðûå ìîæíî ðàçäåëèòü íà äâà: ñâåòî÷óâñòâèòåëüíûé, ñîäåðæàùèé íåéðîýïèòåëèé (4 íàðóæíûõ ñëîÿ ñåò÷àòêè), è ìîçãîâîé (îñòàëüíûå 6 ñëîåâ). Ôîòîðåöåïòîðû, îáðàùåííûå ê õîðèîèäåå, ïðåäñòàâëåíû ïàëî÷êàìè è êîëáî÷êàìè. Êîëáî÷êè îáåñïå÷èâàþò îñòðîòó öåíòðàëüíîãî çðåíèÿ, îíè ìåíåå ñâåòî÷óâñòâèòåëüíû, ÿâëÿþòñÿ àïïàðàòîì äíåâíîãî çðåíèÿ è ðàçëè÷àþò öâåòà, à ïàëî÷êè îòâå÷àþò çà ñóìåðå÷íîå çðåíèå. Ðàñïðåäåëåíèå ïàëî÷åê è êîëáî÷åê ïî ñåò÷àòêå íåðàâíîìåðíî: â öåíòðàëüíîé ÷àñòè, â æåëòîì ïÿòíå, ñîñðåäîòî÷åíû â îñíîâíîì êîëáî÷êè, à íà ïåðèôåðèè — ïàëî÷êè.

 çàäíåì ïîëþñå ãëàçà, êàê ðàç íàïðîòèâ çðà÷êà, â ñåò÷àòêå ðàñïîëàãàåòñÿ èñòîí÷åííûé îâàëüíûé ó÷àñòîê ðàçìåðîì 2 õ 4 ìì — æåëòîå ïÿòíî, à â öåíòðå åãî êðîøå÷íàÿ òî÷êà ðàçìåðîì â 0,2 ìì — öåíòðàëüíàÿ ÿìêà ñåò÷àòêè — fovea centralis (f.c.), êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ìåñòîì íàèëó÷øåãî âèäåíèÿ.  íîñîâîé ïîëîâèíå ñåò÷àòêè, ïðèìåðíî â 4 ìì îò çàäíåãî ïîëþñà, ðàñïîëîæåí äèñê çðèòåëüíîãî íåðâà. Îí îáðàçóåòñÿ èç äëèííûõ îòðîñòêîâ ãàíãëèîçíûõ êëåòîê ñåò÷àòêè è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âíóòðèãëàçíóþ ÷àñòü çðèòåëüíîãî íåðâà, òàê êàê îí ëèøåí ôîòîðåöåïòîðîâ, â ïîëå çðåíèÿ ñîîòâåòñòâåííî åãî ïðîåêöèè, èìååòñÿ ñëåïîå ïÿòíî — ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ñêîòîìà (ñêîòîñ ïî-ãðå÷åñêè — òåìíîòà), êîòîðîå ïîëó÷èëî íàçâàíèå Ìàððèîòîâà ïÿòíà (ðèñ. 2).

Ðèñ. 2. Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ñêîòîìà (Ìàððèîòîâî ïÿòíî)

Âûñòèëàÿ èçíóòðè ñîñóäèñòóþ îáîëî÷êó, ñåò÷àòêà íå ïðèïàÿíà ê íåé, à òîëüêî ïðèëåæèò. Ôèêñèðîâàíà ñåò÷àòêà ëèøü âïåðåäè ïî êðóãó íà ãðàíèöå ñ öèëèàðíûì òåëîì è ñçàäè âîêðóã äèñêà (ãîëîâêè) çðèòåëüíîãî íåðâà.

Ôóíêöèÿ ñåò÷àòêè: öåíòðàëüíîå è ïåðèôåðè÷åñêîå çðåíèå.

Âíóòðåííåå ñîäåðæèìîå ãëàçà

Çà ðîãîâîé îáîëî÷êîé ðàñïîëàãàåòñÿ ðåçåðâóàð, çàïîëíåííûé âíóòðèãëàçíîé æèäêîñòüþ — ïåðåäíÿÿ êàìåðà. Ñïåðåäè îíà îãðàíè÷åíà ðîãîâèöåé, ñçàäè — êîëüöîì ðàäóæíîé îáîëî÷êè, à â îáëàñòè çðà÷êà — ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòüþ õðóñòàëèêà. Åñòåñòâåííî, åñëè åñòü ïåðåäíÿÿ, òî åñòü è çàäíÿÿ êàìåðà, êîòîðóþ íàäî ïðåäñòàâèòü ñåáå êàê êðóãîâóþ ùåëü, êîëüöî, ðàñïîëîæåííîå íåïîñðåäñòâåííî çà ðàäóæêîé — ìåæäó íåþ è ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòüþ õðóñòàëèêà.

Õðóñòàëèê ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðîçðà÷íîå ýëàñòè÷íîå áåññîñóäèñòîå òåëî â ôîðìå äâîÿêîâûïóêëîé ëèíçû äèàìåòðîì 9,0 — 10,0 ìì è òîëùèíîé îò 3,6 äî 5,0 ìì. Õðóñòàëèê ðàñïîëîæåí çà ðàäóæêîé, çà ùåëüþ çàäíåé êàìåðû. Åãî ïðåëîìëÿþùàÿ ñèëà îêîëî 20 äïòð. Ïîâåðõíîñòè õðóñòàëèêà íå îäèíàêîâî ïðåëîìëÿþò ñâåò: ïåðåäíÿÿ ïëîùå (ðàäèóñ êðèâèçíû 10 ìì), çàäíÿÿ âûïóêëåå (ðàäèóñ êðèâèçíû 6 ìì). Õðóñòàëèê ñîñòîèò èç õðóñòàëèêîâûõ âîëîêîí, ñîñòàâëÿþùèõ âåùåñòâî õðóñòàëèêà, è ñóìêè-êàïñóëû. Îáðàçîâàíèå âîëîêîí ïðîèñõîäèò â òå÷åíèå âñåé æèçíè, ÷òî ïðèâîäèò ê óâåëè÷åíèþ îáúåìà õðóñòàëèêà. Íî ÷ðåçìåðíîãî óâåëè÷åíèÿ íå ïðîèñõîäèò, òàê êàê ñòàðûå âîëîêíà òåðÿþò âîäó, óïëîòíÿþòñÿ, è â öåíòðå îáðàçóåòñÿ êîìïàêòíîå ÿäðî (ñîñòîÿùåå èç ñòàðûõ âîëîêîí). Ñ âîçðàñòîì, ïðè óïëîòíåíèè âîëîêîí õðóñòàëèêà, îí ñòàíîâèòñÿ ìåíåå ýëàñòè÷íûì è óìåíüøàåòñÿ âîçìîæíîñòü èçìåíåíèÿ êðèâèçíû åãî ïîâåðõíîñòåé.

 õðóñòàëèêå ðàçëè÷àþò ïåðåäíèé è çàäíèé ïîëþñà è ýêâàòîð. Ïî ýêâàòîðó ê õðóñòàëèêó ïðèêðåïëÿþòñÿ âîëîêíà öèííîâîé ñâÿçêè, äðóãîé êîíåö êîòîðîé ïî êîëüöó ïðèêðåïëÿåòñÿ ê öèëèàðíîìó òåëó.

Ôóíêöèÿ õðóñòàëèêà — ïðåëîìëÿþùàÿ è àêêîìîäàöèîííàÿ.

Ñòåêëîâèäíîå òåëî, ðàñïîëîæåííîå çà õðóñòàëèêîì, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé áåñöâåòíóþ ïðîçðà÷íóþ ìàññó — âûñîêîãèäðîôèëüíûé ãåëü îðãàíè÷åñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, êîòîðûé ñîäåðæèò 98 — 99% âîäû. Ñòåêëîâèäíîå òåëî îáåñïå÷èâàåò ôîðìó ãëàçà è òåñíîå ïðèëåãàíèå âíóòðåííèõ îáîëî÷åê ê ñêëåðå.

 ãëàçó âûäåëÿþò äâå îñè: îïòè÷åñêóþ (ïðîõîäÿùóþ ÷åðåç âåðøèíó ðîãîâèöû è çàäíèé ïîëþñ ãëàçíîãî ÿáëîêà), è çðèòåëüíóþ (ñîåäèíÿþùóþ öåíòð æåëòîãî ïÿòíà è òî÷êó çðèòåëüíîé ôèêñàöèè. Óãîë ìåæäó ýòèìè îñÿìè ñîñòàâëÿåò 2 — 3 ãðàäóñà.

 ïîñëåäíèå ãîäû ïîÿâèëèñü íîâûå äîïîëíèòåëüíûå äàííûå î ñòðîåíèè è ñòðóêòóðå ñòåêëîâèäíîãî òåëà (Worst J.G.F, Ìàõà÷åâà Ç.À., 1994 ã.) (ðèñ. 3).

Ðèñ. 3. Ñõåìà ñòðîåíèÿ ñòåêëîâèäíîãî òåëà (â ðàçðåçå)

ãëàçíîé çðèòåëüíûé àíàëèçàòîð îðãàí

Âûÿâëåíî, ÷òî â ðåòðîëåíòàëüíîì ïðîñòðàíñòâå (ùåëåâèäíîå ïðîñòðàíñòâî ìåæäó çàäíåé ïîâåðõíîñòüþ õðóñòàëèêà è ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòüþ ñòåêëîâèäíîãî òåëà) èìååòñÿ ñòðóêòóðà êàíàëîâ, íàïîìèíàþùàÿ ñòâîë è âåòâè äåðåâà. Ðàíåå ýòî îáðàçîâàíèå íàçûâàëè êëîêåòîâûì êàíàëîì è ñ÷èòàëè, ÷òî îí ñîåäèíÿåò ðåòðîëåíòàëüíîå ïðîñòðàíñòâî ñ äèñêîì çðèòåëüíîãî íåðâà. Îñíîâàíèåì ÿâëÿåòñÿ ðåòðîëåíòàëüíàÿ ñóìêà. Öåíòðàëüíûé êàíàë ñîåäèíÿåò ðåòðîëåíòàëüíóþ ñóìêó ñ ïðåìàêóëÿðíîé. Èìååòñÿ ïðåääèñêîâàÿ ñóìêà, ôèêñèðîâàííàÿ, ôèêñèðîâàííàÿ ïî êðàÿì äèñêà çðèòåëüíîãî íåðâà. Îò ïðåääèñêîâîé ñóìêè èäåò îïòèêîöèëèàðíûé êàíàë, ñâÿçûâàþùèé ñóìêó ñ ðåòðîöèëèàðíûìè öèñòåðíàìè è öåíòðàëüíûì êàíàëîì.

Öåíòðàëüíûé êîíóñ (âåðøèíó) çàâåðøàþò ïðåìàêóëÿðíàÿ ñóìêà è ïðåääèñêîâàÿ ñóìêà.  çàäíåì ïîëþñå êîðêîâîå âåùåñòâî ñòåêëîâèäíîãî òåëà èñòîí÷àåòñÿ è ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò íà ïîâåðõíîñòè ìàêóëû è äèñêà.

Íàðóøåíèå ñòðóêòóðû êàíàëîâ è öèñòåðí ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ åñòåñòâåííîãî ôèçèîëîãè÷åñêîãî îáìåíà âíóòðèãëàçíîé æèäêîñòè, ê óõóäøåíèþ ïèòàíèÿ âíóòðèãëàçíûõ ñòðóêòóð, ê äèñòðîôè÷åñêèì ïðîöåññàì â ñåò÷àòêå è çðèòåëüíîì íåðâå è, êàê ñëåäñòâèå, ê ñíèæåíèþ ôóíêöèè çðåíèÿ.

Çàêëþ÷åíèå

Ãëàç ÷åëîâåêà — ýòî ñëîæíàÿ íåðâíî-ðåöåïòîðíàÿ ñèñòåìà, ïðåäíàçíà÷åííàÿ äëÿ âîñïðèÿòèÿ è àíàëèçà ñâåòîâûõ ðàçäðàæåíèé. Îäèí èç âàæíåéøèõ îðãàíîâ ÷åëîâåêà, âîñïðèíèìàþùèé èíôîðìàöèþ îêðóæàþùåãî ìèðà. × ïîìîùüþ çðåíèÿ ÷åëîâåê ïîëó÷àåò îêîëî 90% èíôîðìàöèè îêðóæàþùåãî ìèðà.

Ñàì æå çðèòåëüíûé ïðîöåññ âêëþ÷àåò â ñåáÿ ÷åòûðå ýòàïå:

— ñ ïîìîùüþ îïòè÷åñêèõ ñðåä ãëàçà íà ôîòîðåöåïòîðàõ îáðàçóåòñÿ èçîáðàæåíèå ïðåäìåòîâ;

— â ðåçóëüòàòå õèìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â ôîòîðåöåïòîðàõ ñâåòîâàÿ ýíåðãèÿ ïåðåõîäèò â íåðâíûå èìïóëüñû;

— èìïóëüñû ïî íåðâíûì âîëîêíàì ïðîâîäÿòñÿ ê êîðêîâûì öåíòðàì;

— â êîðå ãîëîâíîãî ìîçãà ïðîèñõîäèò ïðåîáðàçîâàíèå ýíåðãèè íåðâíîãî èìïóëüñà â çðèòåëüíîå îùóùåíèå (ôîðìèðîâàíèå çðèòåëüíûõ îáðàçîâ).

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Îðëîâà Í.Ñ., Îñèïîâ Ã.È. Êîððåêöèÿ çðåíèÿ. Íîâîñèáèðñê: Ñèáìåäèçäàò ÍÃÌÓ, 2013.

2. Ëþòèíñêàÿ À.Ï., Ìèõàéëîâà Ñ.Í. Ïðèíöèïû êîððåêöèè çðåíèÿ. ÑÏá.: Ìîðñàð ÀÂ, 2007.

3. Ãàëêèí Í.Í. Ïîñîáèå ïî ïîäáîðó î÷êîâ. Ëåíèíãðàä: Ìåäãèç, 1960.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник