Что такое астигматизм в логопедии

Нарушения в речи встречаются у детей в последние десятилетия все чаще и чаще. Сигматизмы шипящих и свистящих фонем занимают первое место среди часто встречающихся дефектов. По мнению практикующих логопедов, это связано с недостатком внимания со стороны взрослых к качеству речи детей, отсутствием коррекционной работы. Разберемся вместе, что такое сигматизм, каковы его причины и каким образом исправить дефект.

Что это

Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков. Это фонетическое нарушение.

Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.

Буква С на кубике

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Прибегать к обследованиям мозга необходимо только в крайне сложных ситуациях. Как правило, логопед, дефектолог способен зрительно определить параличи, недоразвитие праксисов и устранить нарушения в работе артикуляционного аппарата без сложного медицинского обследования.

Ребенок на обследовании

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает чистой сразу. Нарушения в звукопроизношения устраняются постепенно самопроизвольно за счет артикуляционной практики, совершенствовании движений органов речи с возрастом ребенка. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

  • С и З не произносятся четко. Вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж.

Коза – произносится как кодза, коса – котса, собака – табака, живут – дивут и т.д.

  • Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З.

Язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом.

  • Носовой призвук при фонации.

Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.

  • Хлюпающие звуки при артикуляции.

Воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом.

Виды сигматизма

Классификация сигматизмов основана на физиологии метода произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункций выделяются следующие виды:

  • Межзубный сигматизм

Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука “С”. Он произносится как английский “t”. Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями.

Межзубный вариант 1

Межзубный вариант 2

  • Губно-зубной сигматизм

Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед.

Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень – фирень, зайка – вфайка.

Губно-зубной

  • Призубный сигматизм

Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик – донтик.

Призубный

  • Шипящий сигматизм

С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка – щумка, сад – щад, соль – жоль, зима – жяма.

Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З.

Шипящий

  • Боковой сигматизм

Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С – хьль, льхь. Суп – хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания.

  • Носовой сигматизм

Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Носовой

Виды сигматизма могут перекрещиваться друг с другом, образую целый комплекс дефектов речи. Исправить нарушения возможно. Необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога. В особо сложных случаях аппаратное исследование.

Коррекция

При устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

Занятие с логопедом

Артикуляционная гимнастика

Рекомендованы следующие артикуляционные упражнения:

  • Заборчик

Делаем широкую улыбку, зубы видны. Фиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.

  • Усики

Ребенок удерживает губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).

  • Надуваем шарики

Участвуют щеки. Ребенок надувает- сдувает щеки попеременно.

  • Прокати карандаш

Малыш дует на карандаш, который лежит на столе.

  • Имитация жевания
  • Пропевание слогов, звуков.

Массаж

  • Точечный

Вибрируем пальцами под подбородком, под козелками ушей. Открываем и закрываем рот попеременно во время массажа.

Точечный массаж артикуляционных мышц

  • Массаж мягкого неба

Разминаем неба пальцами до получения глоточного эффекта.

Упражнения

Упражнения на укрепление языка:

  • Блинчики

Облизывание рта широкими круговыми движениями.

  • Дождик

Ритмичные шлепки языком по губам.

  • Покусывания кончика, спинки, боков языка.

Упражнения на распластывание языка:

  • Печем пирожки

Понадобится механическая помощь языку. Двумя пальцами берут язык и складывают в пирожок.

  • Саночки
  • Железная дорога

Постановка звуков

Постановка звуков

В ходе логопедических занятий по постановке звука [С] используется метод подражания, работа с зеркалом, и механический способ.

Автоматизация звуков

  • В прямых открытых слогах

Произносим ша, са, шу, су …

  • В обратных слогах

Уч, ус, уз, цш …

  • Со стечением согласных

Шус, мышь, час..

  • В начале слова

Сова, щука…

  • В конце слова

Укус, груз..

  • В середине

Колесо, тяжело..

  • В словосочетаниях, фразах, предложениях

Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:

Са, са – вот летит оса.
Су-су – книгу принесу.
Сы, сы – у меня усы.

Ста- сто – сту
Сна – сну -сны

Самокат принесу, сани вынесу.

Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.

Синие шары, синее небо, синее сосны – это весна!

  • Пересказ текст
  • Самостоятельное составление текстов по картинкам

Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.

Источник

Светлана Круглова
Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма у дошкольников

Дефекты в строении челюстей:

— прогнатия;

Прогнатия – передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед. Образуется щель между зубными рядами верхней и нижней челюстей. Прогнатический прикус сопровождается нарушением функций откусывания и разжевывания пищи, произношения отдельных звуков.

При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков.

— прогения;

Прогения характеризуется явно выдвинутой нижней челюстью, что перекрывает верхний зубной ряд. При значительном выдвижении нижней челюсти между челюстями образуется щель, что усложняет процесс откусывания пищи передними зубами.

— передний открытый прикус;

— боковой (правосторонний, левосторонний, двусторонний прикус.

Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка.

Макроглоссия –патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При М. наблюдаются значительные нарушения произношения.

Микроглоссия –аномалия развития, малые размеры языка.

Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом.

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом

Сигматизм бывает следующих видов:

1. Межзубный сигматизм.

Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

2. Губно-зубной сигматизм.

При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам ф и в, т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков ф и с (в и з, вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

3. Призубный сигматизм.

Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, зслышатся звуки т и д, например: суп — «туп», самолёт — «тамолёт», зима— «дима», зонтик — «донтик», цапля — «тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматиз-мом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

4. Шипящий сигматизм.

При этом виде сигматизма звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж (собака — «шябака», замок — «жямок»).

5. Боковой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) могут произноситься двумя способами:

а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;

б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

6. Носовой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

Межзубный и губно – зубной сигматизмы чаще всего являются следствием гипотонии (снижения тонуса мышц). При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

Упражнения пассивной артикуляционной гимнастики – такая форма гимнастики, при которой ребёнок производит движение только при помощи механического воздействия: под нажатием пальцев и рук логопеда или соответствующего зонда, шпателя. При межзубном и губно – зубном сигматизме мы наблюдаем вялость, пассивность продольных мышц языка. Язык совершает примитивные движения только вперёд, за пределы передних и нижних зубов.

Боковой сигматизм чаще всего возникает вследствие слабости мышц одной половины языка. Причиной также может быть боковой открытый прикус, а в некоторых случаях возможно нарушение иннервации языка.

Для устранения бокового сигматизма нарушения необходимо выполнение упражнений, направленных на распластывание языка, умение удерживать его широким, укрепление боковых краев языка; выработку воздушной струи, идущей посередине языка. При этом важно следить за тем, чтобы обе половинки языка работали равномерно.

Носовой сигматизм. На подготовительном этапе коррекционной работы следует уделить внимание формированию правильного речевого выдоха, умению удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык — широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами.

Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует гармонизации общей моторики языка, коррекции всех звуков.

Изотонические упражнения (с элементами сопротивления) очень эффективны в работе над преодолением межзубного и губно — зубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.

Массаж языка широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, — эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны.

Существуют следующие виды логопедического массажа:

• Классический массаж – нужный результат достигается путем использования таких массажных приемов, как поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Все довольно просто: чтобы добиться расслабления мышц, применяют легкое поглаживание. Если необходимо активизировать и укрепить мышечный тонус, используют энергичные и быстрые движения.

• Точечный массаж — представляет собой воздействие на биологически активные точки (как известно, это те участки, на которых скопление сосудов и нервных окончаний велико).

• Аппаратный массаж — проводится с использованием вакуумных или вибрационных приборов.

• Зондовый массаж – это особый вид массажа с помощью зондов.

• Самомассаж – название говорит само за себя. Это тот вид массажа, который ребенок выполняет сам. Зачастую самомассаж представляет собой определенные упражнения, которые предусматривают массаж лица руками и массаж языка с помощью зубов (например, «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык сквозь сомкнутые зубы).

• Нетрадиционные методы и приемы массажа

Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.

В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных» движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.

Источник

Обычно о межзубном сигматизме говорят в рамках такого нарушения речи, как дислалия, однако встречается он и в некоторых других случаях. Такое нарушение произношения проявляется как симптом и в более сложных заболеваниях (дизартрия, алалия, ДЦП, интеллектуальная недостаточность).

межзубный сигматизм исправление

Чтобы помочь ребенку исправить межзубный сигматизм, следует как можно точнее установить причины его возникновения. В зависимости от природы нарушения и проводится коррекционная работа логопеда и, если понадобится, реабилитационная, адаптационная или компенсационная помощь медицинского персонала.

Как исправить межзубный сигматизм у ребенка, и что скрывается за таким непривычным названием?

Что представляет собой нарушение речи

Все недостатки артикуляции систематизированы в зависимости от нарушения произношения определенной группы речевых звуков. Всего их семь:

  • ротацизм — искажение звуков [р] и [р’];
  • ламбдацизм — [л] и [л’];
  • сигматизм — [ж], [ш], [ч], [щ], а также [с]-[с’] и [з]-[з’];
  • йотацизм — [й];
  • каппацизм — искажение задненебных звуков [к]-[к’], [г]-[г’], [х]-[х’];
  • гаммацизм -[г] и [г’];
  • хитизм — [х] и [х’].

Как видно из приведенного списка, сигматизм является наиболее обширной группой. Это обусловлено близостью расположения укладов перечисленных звуков во время произношения. Так, уклады звуков [с]-[з] и [ш]-[ж] – одинаковы (отличаются только наличием голоса в звонком согласном).

Виды сигматизма

Рассматриваемая группа нарушений делится на пять подгрупп:

  1. Межзубный сигматизм — язык занимает неправильную позицию между зубами.
  2. Губно-зубной — произношение производится при помощи губ и зубов.
  3. Боковой — струя воздуха выходит не через кончик языка, а по бокам.
  4. Призубный — язык прижимается к верхним зубам.
  5. Шипящий — язык перемещается из передней позиции назад, что и вызывает искажение звука.
  6. Носовой — язык напрягвется и отодвигается назад, прижимается около гортани, направляя струю воздуха вверх.

Названия видов говорят о месте расположения нарушенного произношения. Но несмотря на разнообразие нарушений, самым распространенным является межзубный сигматизм. При нем характеристики звука [с] искажаются (пропадает свист и слышится непонятный слабый шум) в силу положения языка между зубами. Если при правильном артикуляционном укладе воздух проходит через кончик языка по желобку, который образуется на спинке языка, то в искаженной позиции он отсутствует, способствуя появлению шумовых призвуков.

Наличие такого дефекта речи у ребенка или у взрослых обусловлено рядом органических и иногда поведенческих причин. Поэтому исправление межзубного сигматизма должно начинаться с выявления всех неблагоприятных факторов.

межзубный сигматизм

Важность своевременной и правильной диагностики

В современной логопедии проблема нарушения речи рассматривается комплексно логопсихологией, патопсихологией, дефектологией, логопедией, социологией. Обусловлен такой подход сложностью проявления нарушений речи как симптома или как синдрома. Важно его выявить и начать коррекцию как можно раньше.

При норме развития ребенок к трем годам произносит все гласные и согласные звуки (сонорные [р] и [л] могут появиться к четырем годам – это не критично), не теряет слоги в произносимых словах, строит сложноподчиненные предложения. Существуют дневники (часто в виде тетради для заполнения) развития, в которых поэтапно, по месяцам расписано появление всех навыков у ребенка. Родителям только нужно периодически сверяться с ним, и если какой-то навык своевременно не формируется, сразу же обратить на это пристальное внимание и выяснить причину. Часто ребенок воспитывается дома, поэтому подсказать маме нужные действия в сложившейся ситуации некому.

Если начали проявляться задержки в развитии или нарушения каких-либо функций, следует обратиться к специалистам (педиатру, логопеду, психологу, если нужно, детскому неврологу). В 90% случаев своевременная коррекция позволяет к семи годам, а иногда и раньше, забыть о существовании проблемы. Но если упустить этот период развития, то усилий придется затратить гораздо больше, а результат может оказаться неудовлетворительным.

межзубный сигматизм свистящих коррекция

Возможные сопутствующие нарушения развития

Межзубный сигматизм может быть симптомом таких нарушений развития, как открытый прикус и иные аномальные формы развития речевого аппарата, разросшиеся аденоиды, гипотония мышц речевой мускулатуры (так проявляется дизартрия). Во всех перечисленных случаях следует устранить причину возникновения речевого дефекта совместно с коррекционной работой у логопеда. При игнорировании заболеваний результата логопедической работы можно и не увидеть.

Если проблемы развития зубочелюстной системы помогает исправить ортодонт (при помощи пластин и специальных тренажеров), то лечением дизартрии занимается психиатр, что часто пугает родителей. На практике же выявленная дизартрия в трехлетнем возрасте к семи годам никак себя не проявляет при условии правильного лечения и оказания своевременной коррекционной помощи ребенку.

Межзубный сигматизм часто бывает сопутствующим нарушением развития при таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, интеллектуальная недостаточность, глухота, слепота. В названных случаях все зависит от степени сложности основного заболевания (чем сложнее форма, тем меньше возможностей для коррекции) и сохранности интеллекта. Коррекция речи у таких ребят затягивается на долгие годы и максимально достигает удовлетворительного уровня.

артикуляционная гимнастика при межзубном сигматизме

Коррекционная работа

Если у ребенка диагностировано речевое нарушение, при наличии всех результатов соответствующего обследования можно и нужно приступать к исправлению. Попутно устраняются все возможные патогенные факторы, выявленные на приеме у специалистов. Коррекция межзубного сигматизма проводится в три этапа:

  1. Подготовительный. Подразумевает формирование положительной мотивации, развитие навыка звукового анализа, подготовка мышц языка, челюстей и губ к постановке звуков.
  2. Формирование правильного артикуляторного уклада. Это постановка, автоматизация и дифференциация звука в слогах, словах разного слогового состава.
  3. Введение звуков в самостоятельную речь. Предполагает правильное произнесение звука во всех ситуациях общения.

Так выглядит исправление звукопроизношения при дислалии — нарушенном звукопроизношении на фоне сохранности слуха и иннервации речевого аппарата. При правильном подходе коррекция межзубного сигматизма свистящих исправляется в течении трех-пяти месяцев при коррекции 2-3-х звуков. Но она может длиться и от одного до двух лет, если требуется коррекция 6-10 звуков.

В случае, если межзубный сигматизм является сопутствующим недугом, то названная работа планируется в комплексе с коррекцией основного заболевания. Например, исправление звукопроизношения при дизартрии будет состоять из таких этапов:

  • Подготовительный. Он проходит на фоне назначенного врачами лечения, физиотерапии, массажа и включает в себя подготовку речевого аппарата, развитие слуха, умения управлять голосом и дыханием, формирование словаря.
  • Формирование произносительных навыков. Этап включает коррекцию нарушений речевого аппарата, звукопроизношения, голосового аппарата и дыхания, формирование навыков звукового анализа и синтеза, коммуникации.

В данном случае формирование коммуникативных навыков происходит параллельно двум первым этапам.

межзубный сигматизм шипящих

Логопедическая гимнастика

Упражнения для развития речевого аппарата предусматривают тренировку челюстей, губ и языка. Пример артикуляционной гимнастики при межзубном сигматизме может выглядеть следующим образом.

  1. «Улыбка-слоник»: улыбнуться с закрытым ртом как можно дальше оттянув уголки губ, а затем «собрать губы в трубочку» и показать, как слоник хоботом пьет воду. Все повторить сначала. Все упражнения выполняются по 10 раз в одном темпе (это очень важно). Можно использовать метроном на занятиях.
  2. «Месим тесто»: широкий расслабленный язык по всей длине массировать губами, произнося «пя-пя-пя», затем можно то же самое делать зубами — «та-та-та».
  3. «Блинчик»: губы в улыбке, широкий язык лежит на нижней губе «остывает на окошке». Важно следить за статикой, не допускать произвольных движений во время выполнения упражнения.
  4. «Заборчик»: губы растянуть в улыбке, верхние зубы совместить с нижними, выстроив ровный «заборчик». Важно научиться удерживать челюсти в таком положении хотя бы 10 секунд.
  5. «Котик сердится»: губы в улыбке, кончик языка упереть в нижние зубы и попеременно поднимать («котик выгнул спину дугой») и опускать («котик успокоился») спинку языка. В этом упражнении очень важно соблюдать ритмичность и соотносить движения языка с движениями маятника метронома.
  6. «Качели»: исходное положение губ – улыбка, «язычок катается на качелях» под счет метронома. Сначала широкий язык кончиком закрывает нижнюю губу, а затем верхнюю губу. Движение повторяется, сначала в медленном темпе, до десяти раз.
  7. «Чистим нижние зубы»: кончиком языка пройтись по зубам с внешней стороны, поместив язык в «кармашек» между щекой и зубами. Язык должен «почистить» все зубы нижней челюсти. Для укрепления боковых мышц языка можно сделать упражнение «чистим верхние зубы» (движения такие же, как и с нижними зубами).
  8. «Трубочка»: поднять боковые части языка вверх, а спинку – опустить вниз. Получится желобок, через который длительно выдувается воздух.

Упражнения можно варьировать и в зависимости от особенностей строения речевого аппарата ребенка добавлять другие. Необходимо помнить, что устранение межзубного сигматизма всегда начинается с логопедической гимнастики – это аксиома.

Подготовительный этап продолжается столько, сколько требуется для приведения в рабочее состояние речевого аппарата. Подразумевается управляемость движениями языка, челюстей, губ, способность держать язык в заданной позе на протяжении хотя бы пяти секунд. Только после достижения такого минимума возможен переход на следующую ступень.

устранение межзубного сигматизма

Постановка звука

Способов вызвать у ребенка нужный артикуляционный уклад не так уж и много. Всего три:

  • подражание — выполняется по показу логопеда;
  • механический — уклад формируется при помощи логопедических зондов или предметов их замещающих (обычно ватные палочки);
  • смешанный — соединение первых двух способов.

Во время постановки звука [с] при межзубном сигматизме можно спрятать кончик языка за нижние зубы, на середину языка положить шпатель или ватную палочку (сделать желобок) и попросить ребенка сомкнуть зубы «заборчиком». В таком положении ребенок подает струю воздуха вперед и контролирует слухом, какой звук произносится, запоминает правильное звучание.

Таким приемом пользуются, если более простые не принесли успеха. Повторять выдох следует 5-6 раз во избежание переутомления ребенка. После непродолжительного перерыва (смены вида деятельности) можно вернуться к постановке и закрепить результат. В дальнейшем прием проводится и со шпателем и без него под неустанным контролем слуха.

Если нарушено произношение всех свистящих и шипящих звуков, то коррекция начинается с постановки [с] при межзубном сигматизме. Очень важно «наполнить образами» процесс постановки и проводить занятие, по возможности в игровой форме. Как показывает практика, чем больше наглядных сравнений у ребенка на занятии, тем быстрее проходит коррекция.

Действенным методом является запись процесса занятия в МР3 формате, если есть возможность, можно сделать видеозапись отрывка занятия, а затем обсудить с ребенком, что получилось и почему.

Постановка заканчивается только тогда, когда ребенок произносит правильно звук в любом состоянии и сколько угодно раз. После этого коррекция межзубного сигматизма свистящих переходит на новый этап – автоматизацию.

Этапы введения звука в речь

Автоматизация любых звуков проходит примерно по одному плану, придерживаясь принципа «от простого к сложному». Введение звуков в речь при межзубном сигматизме свистящих происходит следующим образом.

Автоматизация звука:

  • в прямых слогах (например, –са, -со);
  • в обратных слогах (–ас, -ос);
  • в слогах интервокальной позиции (–аса, -осо);
  • в слогах со стечением согласных (–стра, -арст);
  • в начале слова (сын, сом);
  • в конце слова (укус, пандус);
  • в середине слова (оса, усы);
  • в словах со стечением согласных (стройка, устье);
  • в словах и предложениях (соус; синим сливовый стал сад);
  • в пословицах и скороговорках;
  • в словах сложной слоговой конструкции (налистники, соучастник).

Следует отметить, что роль родителей на данном этапе только возрастает. Для скорейшей автоматизации звука очень важно не ослаблять слуховой контроль ни на минуту, а это возможно осуществить только при поддержке значимых взрослых.

Коррекция звука проводится в темпе удобном для ребенка. На некоторые пункты может уйти до десяти занятий, а некоторые положения звука могут автоматизироваться за пару занятий.

При межзубном сигматизме шипящих звуков повторяются все этапы работы со свистящими, с той только разницей, что постановка звука будет осуществляться исходя из анатомического строения речевого аппарата ребенка и сложности проявления нарушения.

постановка с при межзубном сигматизме

Речевой материал

Современная логопедия располагает обширным речевым материалом на любой возраст и вкус. Кроме сборников скороговорок, чистоговорок, пословиц, существуют различные «речевые тетради», призванные помогать ребенку в освоении родной речи. Подобрать материал под конкретного ребенка не составит большого труда.

Родителям следует взять на заметку, что если логопед советует заниматься по определенному пособию, не стоит наперекор специалисту покупать тетради в магазинах «шаговой доступности». Настроенность мамы и папы на достижение ребенком определенных результатов – это половина успеха, а совместная деятельность с логопедом, как правило, – успех.

Заключение

Как бы «страшно» и непривычно ни звучали логопедические термины, бояться их не стоит. Большинство из них латинского или греческого происхождения, поэтому их мелодика не совсем приятно воспринимается.

Что же касается появления прогресса у детей-логопатов разных возрастов, то без поддержки родителей, их контроля и стимуляции достичь успеха ребенок не сможет.

Источник