Чтение этого текста способствует развитию близорукости
Близорукость — нарушение в работе зрительной системы человека, при котором он распознает расплывчато далеко расположенные предметы. Бытует мнение, что чтение способствует ее возникновению, так как во время чтения особенно сильно напрягается зрительная система. Но есть ли на самом деле между близорукостью и чтением связь?
Что такое близорукость?
Близорукость (миопия) — заболевание зрительной системы человека, которое характеризуется пониженным либо быстро снижающимся зрением вдаль. Больной плохо видит предметы на большом расстоянии, но при этом различает все, что расположено близко.
Общие симптомы миопии:
- Расплывчатое видение далеко расположенных предметов.
- Быстрая утомляемость глаз;
- Затрудненная фокусировка;
- Ослабление или перенапряжение мышц глаза;
- Резь в глазах и головная боль при напряжении зрения.
Также у человека при миопии может наблюдаться нарушение сумеречного зрения, а в более сложных случаях — отслоение сетчатки.
Формы близорукости
- Врожденная. В данном случае зрение ухудшенное еще с младенчества, что было вызвано наследственной предрасположенностью либо сбоем в зрительной системе.
- Рано приобретенная. Возникает в дошкольном возрасте из-за напряжения склеры в случае, если ребенок часто играет в компьютерные игры, смотрит телевизор или читает.
- Приобретенная. Возникает в период от 7-10 лет, когда ребенок отправляется в школу, связана с внезапно усилившимися зрительными нагрузками. Школьник напрягает зрение, концентрируясь на доске и учебнике, и зрительные нервы с трудом обрабатывают информацию.
- Поздно приобретенная. Может появиться уже в зрелом возрасте, когда органы зрения полностью сформировались. Вызывается частой непрерывной работой с документами, гаджетами, которая вызвана особенностями профессиональной деятельности.
Причины близорукости
Клиническая картина миопии такова — световые лучи вместо того, чтобы опускаться ровно на сетчатку, располагаются перед ней. Из-за этого изображение, поступающее в мозг, выглядит расплывчатым. Подобный сбой может возникнуть по двум причинам:
- Удлиненная форма глазного яблока. В результате генетического сбоя или усиленной нагрузки на зрение глазное яблоко вытягивается, пытаясь приспособиться к установившимся условиям.
- Слишком слабая аккомодация. Аккомодационный аппарат, ответственный за адаптацию к освещению и регулировку преломляющей системы глаза, в этом случае мешает фокусировке на объектах и может спровоцировать изменение формы хрусталика.
Обе причины могут быть вызваны наследственной предрасположенностью, травмами головного мозга либо органов зрения, нарушениями во время формирования плода. Также огромное значение играет образ жизни и зрительные, умственные и физические нагрузки человека.
Так способствует ли чтение близорукости?
Чтение черно-белого текста с бумажных или электронных носителей косвенно способствует возникновение близорукости, так как относится к зрительным нагрузкам, которые оказывают определённое воздействие на всю зрительную систему.
Оно может ускорить появление и развитие болезни. Особенно это касается детей до 15 лет, потому что их аккомодационный аппарат еще недостаточно силен для того, чтобы препятствовать внезапной и значительной школьной нагрузке.
Профилактика близорукости
Если близорукость врожденная, то полностью избавиться от нее без хирургического вмешательства нельзя. Но можно постараться предотвратить появление или развитие заболевания. Так, для профилактики миопии рекомендуется:
- Читать только при хорошем освещении. То же самое касается любой работы с бумажными носителями, так как возникновению близорукости способствует чтение любого текста (цветного и черно-белого), вне зависимости от источника. Читать в движущемся транспорте также не рекомендуется.
- Уменьшить время, проводимое за гаджетами: телефонами, планшетами, ноутбуками и иными электронными устройствами. Эти девайсы влияют не только на остроту зрения, но и на фокусировку, а также за адаптацию к освещению.
- Под присмотром врача курсами или на постоянной основе принимать витамины для лучшей работы зрительного аппарата. При предрасположенности к каким-либо заболеваниям зрения или при его прогрессирующем ухудшении назначаются БАДы, обеспечивающие транспорт необходимых витаминов и минералов к органам зрения.
- Также рекомендуется включить в рацион такие продукты, как черника, печень трески, творог, тыква, морковь. В отличие от предыдущего пункта, делать это можно без обращения к врачу, так как получаемые естественным путем витамины не приведут к передозировке.
Чтение само по себе не является первопричиной миопии, но напряженное чтение при плохом освещении способствует возникновению близорукости — заболевание возникает при нагрузках на зрительный аппарат, которые способны привести к деформации преломляющей системы глазного яблока, ведущей к близорукости. Поэтому при умеренных нагрузках можно избежать ухудшения зрения.
Источник
Близорукость — нарушение в работе зрительной системы человека, при котором он распознает расплывчато далеко расположенные предметы. Бытует мнение, что чтение способствует ее возникновению, так как во время чтения особенно сильно напрягается зрительная система. Но есть ли на самом деле между близорукостью и чтением связь?
Что такое близорукость?
Близорукость (миопия) — заболевание зрительной системы человека, которое характеризуется пониженным либо быстро снижающимся зрением вдаль. Больной плохо видит предметы на большом расстоянии, но при этом различает все, что расположено близко.
Общие симптомы миопии:
- Расплывчатое видение далеко расположенных предметов.
- Быстрая утомляемость глаз;
- Затрудненная фокусировка;
- Ослабление или перенапряжение мышц глаза;
- Резь в глазах и головная боль при напряжении зрения.
Также у человека при миопии может наблюдаться нарушение сумеречного зрения, а в более сложных случаях — отслоение сетчатки.
Формы близорукости
- Врожденная. В данном случае зрение ухудшенное еще с младенчества, что было вызвано наследственной предрасположенностью либо сбоем в зрительной системе.
- Рано приобретенная. Возникает в дошкольном возрасте из-за напряжения склеры в случае, если ребенок часто играет в компьютерные игры, смотрит телевизор или читает.
- Приобретенная. Возникает в период от 7-10 лет, когда ребенок отправляется в школу, связана с внезапно усилившимися зрительными нагрузками. Школьник напрягает зрение, концентрируясь на доске и учебнике, и зрительные нервы с трудом обрабатывают информацию.
- Поздно приобретенная. Может появиться уже в зрелом возрасте, когда органы зрения полностью сформировались. Вызывается частой непрерывной работой с документами, гаджетами, которая вызвана особенностями профессиональной деятельности.
Причины близорукости
Клиническая картина миопии такова — световые лучи вместо того, чтобы опускаться ровно на сетчатку, располагаются перед ней. Из-за этого изображение, поступающее в мозг, выглядит расплывчатым. Подобный сбой может возникнуть по двум причинам:
- Удлиненная форма глазного яблока. В результате генетического сбоя или усиленной нагрузки на зрение глазное яблоко вытягивается, пытаясь приспособиться к установившимся условиям.
- Слишком слабая аккомодация. Аккомодационный аппарат, ответственный за адаптацию к освещению и регулировку преломляющей системы глаза, в этом случае мешает фокусировке на объектах и может спровоцировать изменение формы хрусталика.
Обе причины могут быть вызваны наследственной предрасположенностью, травмами головного мозга либо органов зрения, нарушениями во время формирования плода. Также огромное значение играет образ жизни и зрительные, умственные и физические нагрузки человека.
Так способствует ли чтение близорукости?
Чтение черно-белого текста с бумажных или электронных носителей косвенно способствует возникновение близорукости, так как относится к зрительным нагрузкам, которые оказывают определённое воздействие на всю зрительную систему.
Оно может ускорить появление и развитие болезни. Особенно это касается детей до 15 лет, потому что их аккомодационный аппарат еще недостаточно силен для того, чтобы препятствовать внезапной и значительной школьной нагрузке.
Профилактика близорукости
Если близорукость врожденная, то полностью избавиться от нее без хирургического вмешательства нельзя. Но можно постараться предотвратить появление или развитие заболевания. Так, для профилактики миопии рекомендуется:
- Читать только при хорошем освещении. То же самое касается любой работы с бумажными носителями, так как возникновению близорукости способствует чтение любого текста (цветного и черно-белого), вне зависимости от источника. Читать в движущемся транспорте также не рекомендуется.
- Уменьшить время, проводимое за гаджетами: телефонами, планшетами, ноутбуками и иными электронными устройствами. Эти девайсы влияют не только на остроту зрения, но и на фокусировку, а также за адаптацию к освещению.
- Под присмотром врача курсами или на постоянной основе принимать витамины для лучшей работы зрительного аппарата. При предрасположенности к каким-либо заболеваниям зрения или при его прогрессирующем ухудшении назначаются БАДы, обеспечивающие транспорт необходимых витаминов и минералов к органам зрения.
- Также рекомендуется включить в рацион такие продукты, как черника, печень трески, творог, тыква, морковь. В отличие от предыдущего пункта, делать это можно без обращения к врачу, так как получаемые естественным путем витамины не приведут к передозировке.
Чтение само по себе не является первопричиной миопии, но напряженное чтение при плохом освещении способствует возникновению близорукости — заболевание возникает при нагрузках на зрительный аппарат, которые способны привести к деформации преломляющей системы глазного яблока, ведущей к близорукости. Поэтому при умеренных нагрузках можно избежать ухудшения зрения.
Источник
Ïîñëå ðîæäåíèÿ ó ðåá¸íêà ãëàçà ñ òå÷åíèåì âðåìåíè óâåëè÷èâàþòñÿ — èìåííî, ðàñò¸ò ãëàçíîå ÿáëîêî. Ê âîçðàñòîì, ïðåëîìëåíèå õðóñòàëèêà èìååò òåíäåíöèþ ê óìåíüøåíèþ (çðåíèå + äàëüíîçîðêîñòü). Ìèîïèÿ ñîîòâåòñòâóåò ïîêàçàòåëÿì çðåíèÿ — ìèíóñ (áëèçîðóêîñòü).
Ïðè îäíîì è òîì æå ðàçìåðå ãëàçíîãî ÿáëîêà, óìåíüøåíèå ïðåëîìëåíèÿ õðóñòàëèêà ñîîòâåòñòâóåò äàëüíîçîðêîñòè, õóäøåìó âèäåíèþ âáëèçè, è áëèçîðóêîñòè — õóäøåìó âèäåíèþ âäàëè. Ó áëèçîðóêîãî ÷åëîâåêà, ñ âîçðàñòîì, ìîæíî ïðîãíîçèðîâàòü óëó÷øåíèå çðåíèÿ. Îäíàêî óëó÷øåíèÿ ÷àñòî íå ïðîèñõîäèò èç-çà íîøåíèÿ î÷êîâ «äëÿ äàëè», ïðè âûïîëíåíèè ðàáîòû íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè, êîãäà î÷êè íå òðåáóþòñÿ. Õðóñòàëèê àäàïòèðóåòñÿ ê î÷êàì — è çðåíèå ïðè èçáûòî÷íîì äåéñòâèè ëèíç, óõóäøàåòñÿ. Íàïðîòèâ, ïðèìåíåíèå ïëþñîâûõ ëèíç (äëÿ äàëüíîçîðêèõ) ïðè áëèçîðóêîñòè ìîæåò íîðìàëèçîâàòü çðåíèå. Îïòèìàëüíîå ðàññòîÿíèå âèäåíèÿ äëÿ áîëüøîãî ÷èñëà ïðîôåññèé — ýòî áëèçîðóêîñòü.
Áëèçîðóêîñòü è äàëüíîçîðêîñòü — ïðèîáðåò¸ííûå ïðèçíàêè, êîòîðûå ïåðåäàþòñÿ ïî íàñëåäñòâó. Ó äåòåé îõîòíèêîâ åñòü ñêëîííîñòü ê äàëüíîçîðêîñòè, ó äåòåé òåõ, êòî ïðîâîäèò âðåìÿ ñ êîìïüþòåðîì, ñ êíèãàìè — ñêëîííîñòü ê áëèçîðóêîñòè.
Õðóñòàëèê ãëàçà ðåá¸íêà íå ïðåòåðïåâàåò áîëüøèõ èçìåíåíèé â äåòñêîì âîçðàñòå, êîãäà ãëàçíîå ÿáëîêî óâåëè÷èâàåòñÿ. Ïðè ðîæäåíèè, ó ðåá¸íêà ôîðìèðóåòñÿ äàëüíîçîðêîñòü, à ðîæäàåòñÿ îí áëèçîðóêèì, îí íå âèäèò ÿñíî ïðåäìåòû äàëüøå îäíîãî — äâóõ ìåòðîâ. Ïîýòîìó íàäî ñòàðàòüñÿ íå ôîêóñèðîâàòü âíèìàíèå ðåá¸íêà íà áëèçêèõ ïðåäìåòàõ, äåòñêèõ èãðóøêàõ, ïîäâåøåííûõ ïðÿìî íàä êðîâàòüþ ðåá¸íêà — ïûòàÿñü èõ ðàçãëÿäåòü, ðåá¸íîê ïîëó÷àåò êîñîãëàçèå, à çàòåì è ïðîãðåññèðóþùóþ áëèçîðóêîñòü — ïðè àäàïòàöèè ãëàç íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè. Ñëîæåíèå êóáèêîâ, ÷òåíèå, äëÿ î÷åíü ìàëåíüêèõ äåòåé ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ áëèçîðóêîñòè. Äåòè ÷àñòî íå ïîíèìàþò òî, ÷òî ÷èòàþò — ïîíèìàòü ìàòåðèàë ìîæíî òîëüêî â áîëåå çðåëîì âîçðàñòå, êîãäà ïîÿâëÿåòñÿ îïûò îöåíêè èíôîðìàöèè. Ïîýòîìó ñ äåòüìè ÷àùå íóæíî ðàçãîâàðèâàòü — à ìàòåðè ðàçãîâàðèâàòü íàäî óæå ñ ìàòåðèíñêèì ïëîäîì. Ðåá¸íîê ñëûøèò âñå ðàçãîâîðû, ìóçûêó, øóì.
Ìûøöû ñâåäåíèÿ ãëàç èçìåíÿþò îïòè÷åñêóþ ñèëó õðóñòàëèêà — ïðè ñâåäåíèè, ýòà ñèëà óâåëè÷èâàåòñÿ, à ïðè ïî÷òè ïàðàëëåëüíûõ îïòè÷åñêèõ îñÿõ ãëàç, îïòè÷åñêàÿ ñèëà ïðåëîìëåíèÿ óìåíüøàåòñÿ, àäàïòèðóÿ ãëàçà, è èçìåíÿÿ ïîêàçàòåëè ïðåëîìëåíèÿ õðóñòàëèêà. Êîãäà æå ìàëåíüêèé ðåá¸íîê ïûòàåòñÿ ïðåäìåòû âáëèçè, îí ñâîäèò ãëàçà òàê, ÷òî îäèí ãëàçèê ìîæåò çàïàäàòü — ïîëó÷àåòñÿ êîñîãëàçèå, êîòîðîå ñî âðåìåíåì, êàê ïðàâèëî, ïðîõîäèò, íî ýòî íå ñïîñîáñòâóåò õîðîøåìó çðåíèþ, ïîñêîëüêó áûâàåò, ÷òî ïðè ýòîì âîçìîæíîñòè àäàïòàöèè çðåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ õóæå.
Äåòè ñëóøàþò ñêàçêè, èñòîðèè. Ñ âîçðàñòîì, ñïîñîáíîñòü âîñïðèÿòèÿ èíôîðìàöèè íà ñëóõ óìåíüøàåòñÿ — è òîãäà áÎëüøóþ ðîëü èãðàåò ÷òåíèå.
Äëÿ òîãî, ÷òîáû íå ïðîãðåññèðîâàëà áëèçîðóêîñòü, — à ïðè ýòîì ïðîöåññå âîçíèêàþò ïî÷òè íåîáðàòèìûå èçìåíåíèÿ, — íóæíî íîñèòü î÷êè ìåíüøåé «ìèíóñîâîñòè», èëè æå îòêàçûâàòüñÿ îò î÷êîâ. Ïðè ýòîì íåëüçÿ íå äóìàòü î áåçîïàñíîñòè — íå òî÷íîå ñîîòâåòñòâèå î÷êîâ äëÿ äàëè çà ðóë¸ì ìîæåò ïðèâåñòè ê àâàðèè, ïëîõî âèäÿùèé ÷åëîâåê ìîæåò ïîëó÷èòü òðàâìó. Åñëè áëèçîðóêîñòü äîõîäèò äî îùóùåíèÿ ñëåïîòû, äîìà ìîæíî îáõîäèòüñÿ áåç î÷êîâ, ïðèìåíÿÿ òðåíèðîâêè ñ çàêðûòûìè ãëàçàìè — ïðè ýòîì íåëüçÿ çàáûâàòü î áåçîïàñíîñòè, äåéñòâîâàòü òîëüêî â ïðåäåëàõ çíàíèÿ ðàñïîëîæåííûõ ïðåäìåòîâ.
×òåíèå âáëèçè ïðè ñèëüíûõ ðàññåèâàþùèõ ëèíçàõ (ìèíóñ) ëþäüìè, ó êîòîðûõ ïðîãðåññèðóåò áëèçîðóêîñòü, ñêîðîñòü óâåëè÷åíèÿ áëèçîðóêîñòè ïðîïîðöèîíàëüíà èçáûòî÷íîñòè î÷êîâ.
Êîððåêöèÿ çðåíèÿ ïóò¸ì ëàçåðíîãî âîçäåéñòâèÿ íà õðóñòàëèê íå îñòàíàâëèâàåò âîçðàñòíûõ ïðîöåññîâ, íî èíîãäà ðåêîìåíäóåòñÿ âðà÷àìè. Èñïîð÷åííûõ õðóñòàëèê ñåé÷àñ çàìåíÿåòñÿ èñêóññòâåííûì, ñàìîå òðóäíîå — ýòî âîññòàíîâëåíèå, èëè ïðèîñòàíîâëåíèå óõóäøåíèÿ ãëàçíîãî äíà. Òàêèå èçìåíåíèÿ íå îáðàòèìû, è ïîýòîìó ïðîöåññû óõóäøåíèÿ çðåíèÿ âàæíî îñòàíîâèòü. Èíîãäà åñòü âîçìîæíîñòü ôèêñèðîâàòü êîãäà ñåò÷àòêó, «ïðèñòðåëèâàòü» ëàçåðîì ê ãëàçíîìó äíó.
Î÷åíü âàæíîå âëèÿíèå èìååò âîäíûé áàëàíñ. Ïîâðåæäåíèÿ ãëàçíîãî äíà âûçûâàþò óäàðû, âèáðàöèè, âñïûøêè, êîíòóçèè, õèìè÷åñêîå îòðàâëåíèÿ, áîëåçíè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ãëàç, êîòîðûå ñîïðîâîæäàþò ïðîñòóäû è âîñïàëåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà. Íà ãëàçà âëèÿþò òàêæå ìíîãèå ïîëîâûå èíôåêöèè, ïàãóáíîå äåéñòâèå âûçûâàåò îõëàæäåíèå, âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà, àíòèáèîòèêè, ìíîãèå áîëåçíè, ñòðåññû è ïîòðÿñåíèÿ.
 òå÷åíèå âñåé æèçíè ó ÷åëîâåêà ïðîèñõîäèò àäàïòàöèÿ çðåíèÿ, ñâÿçàííàÿ ñ ïðîöåññàìè ðîñòà, âçðîñëåíèÿ, ñòàðåíèÿ, óëó÷øåíèÿ èëè óõóäøåíèÿ îáùåãî ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ è ãëàç — â ÷àñòíîñòè.
Àäàïòàöèÿ çðåíèÿ ðàçëè÷íà ó äåòåé è ó âçðîñëûõ. Ïðè çðåíèè -3 (áëèçîðóêîñòü), ÷åëîâåê õîðîøî âèäèò âáëèçè, íà ðàññòîÿíèè 10-50 ñì. Íà òàêîì ðàññòîÿíèè åìó î÷êè íå íóæíû. Î÷êè íóæíû çà ðóë¸ì, ïðè «äàëüíåì» çðåíèè. Íî åñëè ïðè ýòîì íàäåòü î÷êè -3 è ðàáîòàòü âáëèçè, â òîì ÷èñëå è íà êîìïüþòåðå, çðåíèå áóäåò àäàïòèðîâàòüñÿ ê — 5 òèðå — 6 (óõóäøàòüñÿ äàëåå). Àäàïòàöèÿ ñèëüíà ó äåòåé, ó âçðîñëûõ îíà ñëàáåå, íî ãëàçà òîæå ïîðòÿòñÿ íåïðàâèëüíî ïîäîáðàííûìè î÷êàìè. Ïðè çðåíèè — 3 ðàáîòàòü íà êîìïüþòåðå íàäî áåç î÷êîâ. Îïèñûâàåòñÿ, êàê ë¸ò÷èêè êîððåêòèðóþò çðåíèå, áðîñàÿ êàìåøêè â âîäó — ïðè çðåíèè -2, ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà äàæå áûñòðåå, ÷åì ó ðåá¸íêà, çðåíèå ìîæåò íîðìàëèçîâàòüñÿ êàê çà ñ÷¸ò àäàïòàöèè, òàê è çà ñ÷¸ò âîçðàñòíûõ ïðîöåññîâ ïåðåõîäà îò áëèçîðóêîñòè ê äàëüíîçîðêîñòè.
Ïðè çðåíèè -4 î÷êè äëÿ ðàáîòû âáëèçè ìîãóò áûòü îò -1 äî -2,5. Ìèíóñ 3 òîãäà ìîæíî íîñèòü íà óëèöå, ñîçäàâàÿ õîòÿ áû ìàëåíüêèé çàïàñ äëÿ âîçìîæíîñòè óëó÷øåíèÿ çðåíèÿ.
 øêîëå, ïðè ïåðåïèñûâàíèè ñ äîñêè, ó ðåá¸íêà âîçíèêàþò íàãðóçêè, ñâÿçàííûå ñ èçìåíåíèåì ðàññòîÿíèÿ çðåíèÿ — äî äîñêè ðàññòîÿíèå íàìíîãî áîëüøå, ÷åì äî òåòðàäè. Äëÿ áëèçîðóêîãî ðåá¸íêà, åñëè îí â î÷êàõ, ëèíçû íå äîëæíû áûòü èçáûòî÷íûìè ïî ñèëå , ÷òîáû çðåíèå ó ðåá¸íêà íå ïîðòèëîñü.
Äåòåé ñ íåäîñòàòêàìè çðåíèÿ, — áëèçîðóêîñòüþ, àñòèãìàòèçìîì, íåîáõîäèìî óñàæèâàòü ïîáëèæå ê äîñêå.
Õîðîøî ïîìîãàþò òðåíèðîâêè ïàìÿòè, êîòîðûå ïîçâîëÿþò çàïîìèíàòü áîëüøèé îáú¸ì èíôîðìàöèè ïðè ïåðåïèñûâàíèè â òåòðàäü — ïðè ýòîì ÷àñòîòà ïåðåêëþ÷åíèé çðåíèÿ áóäåò óìåíüøàòüñÿ. Ó÷èòåëü ìîæåò äóáëèðîâàòü íàïèñàííîå íà äîñêå ãîëîñîì, îáëåã÷àÿ äåòÿì çðèòåëüíîå è îñîçíàííîå âîñïðèÿòèå èíôîðìàöèè.
Ïðè ÷òåíèè îäíèì ãëàçîì, ìûøöû ñâåäåíèÿ ðàññëàáëÿþòñÿ. Äëÿ çðåíèÿ ýòî ìîæåò áûòü ïîëåçíî, íî ìîæåò ïðèâåñòè ê ðàññòðîéñòâàì êîîðäèíàöèè, ê ðàññòðîéñòâàì çðåíèÿ — ïðè èçìåíÿþùåìñÿ ðàññòîÿíèè. Âñå ìåðîïðèÿòèÿ, â òîì ÷èñëå, è òðåíèðîâêè äëÿ ðàññëàáëåíèÿ ãëàç, äîëæíû áûòü ñîãëàñîâàíû ñ îïûòíûì âðà÷îì — îêóëèñòîì.
Çðåíèå ïîðòèòñÿ çà êîìïüþòåðîì òåì ìåíüøå, ÷åì ìåíüøå ÿðêîñòü ýêðàíà. Ñåé÷àñ óæå ñòàë ñòàíäàðòíûì áåëûé ôîí ýêðàíà, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ êîìáèíàöèåé âñåõ öâåòîâ è äëÿ çðåíèÿ ïîýòîìó âðåäåí â áîëüøåé ñòåïåíè.  òîì ñëó÷àå, êîãäà ôîí ò¸ìíûé, òî ãëàçà ïîðòÿòñÿ ìåíüøå, íî ïðè ýòîì óìåíüøàåòñÿ «òîâàðíûé âèä» êîìïüþòåðíûõ ïðîãðàìì. Ñòàíäàðòíûå öâåòà Ìàéêðîñîôò Îôèñ î÷åíü âðåäíû äëÿ ãëàç. ×òîáû ÿðêîñòü ýêðàíà ìîæíî áûëî áû óìåíüøèòü, íàäî óìåíüøàòü è âíåøíåå îñâåùåíèå íà ðàáî÷åì ìåñòå, èçáåãàòü ÿðêîãî ñîëíöà, ïîïàäàþùåãî â êîìíàòó. Ïðè ðàáîòå íà êëàâèàòóðå «âñëåïóþ», çðåíèå ïîðòèòñÿ ìåíüøå. Ïîëîæåíèå íîóòáóêà èëè ìèêðîêîìïüþòåðà íóæíî âûáèðàòü òàê, ÷òîáû ãëàçàì áûëî áû êîìôîðòíåå. Íàäî ñòàðàòüñÿ ðàáîòàòü çà êîìïüþòåðîì áåç î÷êîâ â ïåðâóþ î÷åðåäü, ïðè áëèçîðóêîñòè. Àäàïòàöèÿ ê íåïðàâèëüíî âûáðàííûì î÷êàì áóäåò äåéñòâîâàòü ìåíüøå ïðè äàëüíîçîðêîñòè (óìåíüøåíèè ïîêàçàòåëåé ïðåëîìëåíèÿ).
Источник