Близорукость в детском саду

Профилактика близорукости у дошкольников.

С помощью органов зрения человек получает около 90% информации об окружающем мире. У современного ребенка нагрузка на глаза очень высокая, глаза отдыхают только во время сна. Чрезмерные нагрузки ( компьютер, телевизор, интенсивное овладение чтением, письмом, счетом) способствуют развитию близорукости у детей. Глаз привыкает к работе на близком расстоянии и теряет способность к четкому видению отдаленных предметов.

К началу школьного обучения ( в возрасте 6-7 лет), орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. Структурно-функциональное формирование органа зрения заканчивается лишь к 11-12 годам. Таким образом, незрелость зрительного анализатора и повышенные нагрузки способствуют  возникновению нарушения зрения у детей.

В подготовительной группе детского сада возрастает нагрузка на органы зрения в связи с увеличением продолжительности занятий, освоением ребенком чтения и письма.

 Для профилактики зрительных расстройств в режиме занятий необходимо расширять зрительно-пространственную активность. Необходимо применять гимнастику для глаз во время физкультминуток.

  Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям. Для тренировки зрительно-пространственной активности  можно выполнять упражнения на офтальмотренажере по В.Ф.Базарному.

Для снятия усталости с глазных мышц можно выполнять следующие упражнения:

1.   «Крылья бабочки» -легкие и частые моргания 20-40 раз.

Результат: улучшается кровообращение , снимается утомление глаз.

2. Сильное зажмуривание глаз на 3-5 секунд, затем открывание глаз на 3-5 секунд.

Результат: укрепляются мышцы век, расслабляются мышцы глаза, улучшается кровообращение.

3.Поглаживание век в течение 1 минуты подушечками пальцев.  При этом хвалим свои глазки « Вы мои зоркие, глазки мои ясные и т.д.»

Результат: улучшается циркуляция внутриглазной жидкости

4. Посмотреть вдаль прямо перед собой- 3-4 секунды, перевести взгляд на кончик носа-4-5 секунд. Повторить 4-6 раз.

Результат: снижается усталость глазных мышц, облегчается зрительная работа на близком расстоянии.

Гимнастика для глаз:

1.Круговые вращения глазами вверх-вправо-вниз-влево и наоборот -6-8 раз.

2.Маятник-максимальный взгляд вправо-влево-6-8 раз.

3.Руки вытянуть вперед-посмотреть на кончики пальцев и на кончик носа- 6-8 раз.

4.Повороты головы вправо-влево(смотрим за плечо)-6-8 раз.

Для профилактики  близорукости на занятиях используются различные упражнения:

-упражнения с речитативом

Ах, как долго мы писали, (поморгать глазами)

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно, (посмотреть влево-вправо)

Ах, как солнце высоко. (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим, (посмотреть по дуге вверх)

Вверх по радуге пойдем, ( водим глазами по дуге влево-вправо)

Вправо-влево повернем,

А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

-образные упражнения

« Геометрические фигуры»

Деткам предлагается вспомнить различные геометрические фигуры и «нарисовать» их глазами.

« Круг»- круговые движения глаз по кругу. Упражнение выполняется 2-4 раза по часовой стрелке и против.

«Квадрат»-рисуем квадрат глазками вправо-вниз-влево-вверх. Упражнение выполняется 5 раз.

«Овал»-рисуем полукруг вверху справа-налево, полукруг снизу слева-направо. Упражнение выполняется 3 раза.

«Треугольник»- смотрим вверх, направо вниз, налево вниз.  Упражнение повторяется 3 раза.

 Систематическое применение гимнастики для глаз, использование офтальмотренажера приносит  очень хорошие результаты: укрепляются мышцы глаз, что приводит к сохранению зрения у детей .

Источник

Елена Шабалина
«Профилактика миопии у детей дошкольного возраста».

Сегодня я коротко привлеку ваше внимание, как сохранить ребенку зрение.

Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Хорошее зрение необходимо для любой деятельности, каждый должен понимать, насколько важно оберегать и сохранять зрение.

Самое острое зрение у орла, он парит на большой высоте и из – за облаков высматривает добычу.Ночью лучше всех видит сова: она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел, и в темноте не видит, как сова. Но, несмотря на это, глаза являются помощником человека.

Особенно бережно следует относиться к зрению ребенка, которое отличается особой хрупкостью и уязвимостью. В наш стремительный век различного рода нагрузки на организм неуклонно возрастают, в том числе на органы зрения. Глаза надо беречь. Сегодня, к сожалению, мы нередко забываем об этом, а порой проявляем непростительную беспечность.

В соответствии с данными статистики, более миллиона российских детейстрадают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: дальнозоркостью, близорукостью, стигматизмом, косоглазием и пр. каждым годом число таких детей растет,причин тому много: усиление действия наследственного фактора, ухудшение экологии, плохое качество пищевых продуктов, лавинообразное увеличение зрительных нагрузок, отсутствие профилактики и пр. А ведь плохое зрение у ребенка — это немалая помеха в жизни.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности.

Глаза детишек привыкают к различным видам занятий на близких расстояниях и утрачивают четкое изображение отдельных предметов. Поэтому, именно зрительная гимнастика способна внести необходимые коррективы, смягчит плохое влияние на глаза.

Гимнастика для глаз не предусматривает специальных условий и может осуществляться в самой группе. Причём стоя. Рекомендуется проводить такие упражнения 3-5 минут по несколько раз в день.

Существует одно обязательное правило: все упражнения выполняются с неподвижной головой. Если у деток наблюдается патология зрения, то им противопоказаны длительные и резкие наклоны головы. Для большей наглядности воспитатель показывает последовательность и правильность выполнения действий.

Поэтому необходимо проводить интересные зрительные упражнения в физкультминутках на занятиях, в режимных моментах, в различных оздоровительных паузах, на прогулке дети запоминают и повторяют дома.

Они способны активно снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают они также стабилизировать и направленно повышать уровень зрительной выносливости, т. е. выносливости к зрительному утомлению.

Снять усталость глаз помогут следующие упражнения:

Читайте также:  Операция на глаза близорукость цена самара

***

Глазки зажмурь,

А теперь подмигни.

На пол смотри,

В потолок погляди.

Левой рукой закрой правый глазок,

Правой рукой закрой правый глазок.

Глазки теперь отдохнули дружок?

***

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

***

«Закрываем мы глаза. Вот какие чудеса!

Глазки наши отдыхают, упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем.

Через речку мост построим

(пальчики «рисуют» мост, глазами следим за кончиками пальцев,

Нарисуем букву «О».

Получается легко!

Вверх посмотрим, вниз посмотрим,

Вправо, влево повернем.

И закроем, и откроем.

Заниматься вновь начнем».

***

Глазки бегают по кругу;

Влево, вправо, вверх и вниз.

А потом еще по кругу

Пробежались друг за другом.

Не догнали — спрятались.

Посидели, посидели,

Распахнулись, осмелели,

Снова бегают по кругу,

Друг за другом, друг за другом.

Предлагаем зрительные упражнения для глаз, который при регулярном выполнении может стать хорошей тренировкой и профилактикой для сохранения зрения.

Ежедневно делайте вместе гимнастику глаз – превратите эту процедуру в увлекательную игру!

Источник

По данным НИИ офтальмологии имени Гельмгольца, близорукость среди школьников (70–80-х годов) составляла от 7,4 до 8,4 процента. Но если в 1-х классах это было 2,1, то в 10-х классах — от 16,2 до 32,2 процента.

Если близорукость возникла, нельзя допускать ее усиления. Осложненная близорукость — это следствие близорукости прогрессирующей. Она грозит осложнениями, приводящими к инвалидности.

Одна из причин близорукости раннее обучение письму и чтению в неправильных условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии).

Особое значение приобретает эта проблема в связи со школьной реформой и охраной зрения у шестилеток. Занятия с ними должны вестись так, чтобы не провоцировать развитие близорукости.

На пороге 60-х годов близорукость была характерна для возраста от 10 до 18 лет. Сейчас она возникает у младше школьников и даже воспитанников детских садов. Это связано с очень ранней зрительной нагрузкой детей. Многие родители с гордостью говорят о том, что их дети читать начинают в ясельном возрасте. А это опасно, поскольку аккомодация еще не созрела.

Там, где дети «кабинетные» (этим грешат специальные школы), близоруких больше. А вот деревенские дети, много времени проводящие на свежем воздухе, активнее занимающиеся физическим трудом (и не меньше, кстати, читающие и смотрящие телевизор), имеют лучшее зрение.
Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки.

Школьники не должны забывать и о том, что существует немало профессий, где близорукость недопустима.
С близорукостью никто не хочет мириться. Близорукость — массовый дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. В течение многих лет близорукость занимает одно из первых мест по инвалидности. Специалисты многих стран — а среди них не только врачи, но и инженеры, физики, химики, механики — неутомимо постигают механизмы близорукости, создавая различные способы ее предотвращения.
Даже одно перечисление гипотез и методов лечения глазных болезней займет уйму времени. Сегодня мы уже знаем немало. В течение последних двадцати лет многое изучено, и главный вклад в достижение мировой офтальмологии внесли советские ученые.

Отличное зрение — важная составная часть здоровья.
Всем надлежит заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью, требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам. И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения. Пожалуйста не забывайте об этом. Любое понижение остроты зрения должно вызывать законный вопрос: что это, с чем связано? Как приостановить возможный процесс близорукости?
Основное направление профилактики близорукости — укрепление физического состояния. Исключительно важно это для учащихся городских школ, особенно специальных — с преподаванием иностранных языков, физико-математических и других дисциплин, где порой физкультуре уделяется мало времени.

Доказано, что у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаза.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить самостоятельно (детям — под наблюдением взрослых) в домашних условиях, на природе, во время отдыха. Очень важно, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера надо обязательно сочетать с гимнастикой для глаз.

Близорукость у школьников возникает и развивается чаще после 3-го класса.
Как правило, дети с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх. Если своевременно не показать ребенка окулисту, то могут наступить и такие явления, как утомляемость глаз, головные боли. Поэтому следует ежегодно проверять остроту зрения у школьников.

В детском возрасте капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима. Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. Обнаружив у дошкольника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально ограничить его зрительную работу (чтение, кино, телевизор), увеличить длительность прогулок, игры на улице, заняться закаливанием. Полезны такому ребенку и занятия спортом.

Читайте также:  Почему нельзя щуриться при близорукости

Соблюдение гигиенических условий работы — очень важный фактор в школьном возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз и необходимость чрезмерного приближения их к игрушкам, книге или тетради. Это прежде всего правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места ребенка.

Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 — 35 см- это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.

Плохое освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник.

Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.

Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.

Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку. Передний край стула на 3 — 5 см задвигается под стол. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего существуют специальные подставки. Можно просто подложить под верхний край книги какой-либо предмет.
Домашние занятия учащихся 1— 2-х классов должны продолжаться не более 1,5 — 2 ч, учащихся 3 — 4-х классов — 2 ч, старших школьников — не более 3 — 4 ч. При этом через каждые 30 — 40 мин занятий делается 10-минутный перерыв.

Желательно, чтобы летние каникулы дети проводили за городом, среди зелени. На этот период следует до минимума сократить работу, связанную с напряжением глаз.

Детям вредно долго смотреть телепередачи.
Для них достаточно специальных детских программ. При этом надо сидеть от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. К сожалению, не все придерживаются этих рекомендаций, в результате зрение детей страдает.

Очень плохо влияет на зрение чтение в трамвае, троллейбусе, автобусе. Плохое освещение, неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта утомляют глаза.

Повышенная зрительная нагрузка при малой физической активности — самый серьезный фактор, способствующий снижению остроты зрения.
Наряду с оптическими средствами коррекции близорукости разработаны и успешно применяются специальные упражнения для улучшения состояния наружных и внутренних мышц глаз, которые особенно эффективны на начальном этапе развития близорукости. Эта своеобразная гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях.

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз

1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна).
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15 — 30 с.

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

Упражнения «метка на стекле»

Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 — 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня — 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.

Физкультура для близоруких школьников.

Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкульт- паузы по 15 — 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.

Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 — 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.

Читайте также:  От близорукости есть лечение

Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 — 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.
Комплекс основной гимнастики для девочек 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий

1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 — 60 с. Дыхание ритмичное.

2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе — опускать. 4 — 6 раз.

3. И. п. (исходное положение) — стоя ноги вместе, руки опущены — о. с. (основная стойка). Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками— выдох. Повторите 8 — 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 — 10 раз, с движением глаз 4 — 5 раз.

4. И. п. — стоя, руки на поясе (варианты — за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне — выдох. 5 — б раз.

5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 — 8 раз каждой ногой.

6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 — 12 раз.

7. И. п. — о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 — 6 раз.

8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. — лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 — 8 раз;
б) и. п. — то же. Подтянуть согнутые ноги к груди — выдох, вернуться в и. п. — вдох. Смотреть на колени. б раз;
в) и. п. — то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 — 12 раз.

9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 — 5 мин.

10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10—15 мин.

11. Упражнения для мышц глаз:
а) и. п. — сидя. Зажмуриваться. б — 8 раз;
б) и. п. — то же. Часто моргать 30 — 40 с;
в) и. п. — то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 — 40 с.

12. Дыхательные упражнения.

В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.
Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.
В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 — 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 — 150 — о средней, до 150 — 170 — о большой.

Комплекс основной гимнастики для мальчиков 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий (можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 — 2 кг)

1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения глазами в течение 1 мин.

2. Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 — 3 мин (можно на месте). Дыхание ритмичное.

3 И п. — сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не задерживать. 8 — 10 раз.

4. И. п. — стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем. Следить за мячом. По 3 — 4 раза в каждую сторону.

5. И. п. — то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча вверх и возвращение в и. п. 8 — 10 раз. Следить за мячом. При наклоне — выдох.

6. И. п. — лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 — 8 раз.

7. И. п. — лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8 — 10 раз.

8. И. п. — упор лежа (на руки).
Сгибание и разгибание рук. 8 — 10 раз.

9. И. п. — стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 — б раз.

10. И. п. — стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед опорной ногой, за ней) . 8 — 10 раз.

11. И. п. — стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и туловище держать прямо. 8 — 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая — вдох, при возвращении в и. п.— выдох.

12. Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 — 3 мин.

Источник: сайт «Спорт и семья»

Источник