Близорукость у студентов вузов
Библиографическое описание:
Шейкова А. А., Демьянова Л. М. Миопия у студентов-архитекторов и методы ее профилактики // Молодой ученый. 2018. №52. С. 50-52. URL https://moluch.ru/archive/238/55273/ (дата обращения: 25.03.2020).
Миопия (близорукость) — нарушение зрения, при котором изображение формируется перед сетчаткой глаза, а не на ней, как положено в норме. Близко расположенные объекты остаются четко видимыми, но чем дальше, тем больше картинка расплывается.
По статистике, близорукостью страдает треть населения планеты, и эта цифра будет только расти. По данным исследования 1998 года, 42 % студентов г. Москвы — имеют близорукость [1]. Согласно исследованию 2012 года, в странах Юго-Восточной Азии миопия есть у 85-90 % молодежи, из них 20 % случаев — миопия высокой степени (более 6 диоптрий). У 34 % российских школьников к 17 годам выявляют миопию. [2]
Особенно актуальна проблема для студентов-архитекторов. По данным Индианского университета США, учащиеся именно этой специальности проводят за подготовкой к занятиям больше всего времени-22,2 часа в неделю. [5] С учетом аудиторных занятий нагрузка на зрительный аппарат получается колоссальная. Большая часть работы осуществляется на компьютере.
Несоблюдение зрительного режима, режима питания, отсутствие регулярных физических нагрузок, неправильное чередование работы и отдыха, генетическая предрасположенность — все эти факторы прямо или косвенно могут привести к развитию близорукости. Многочасовая беспрерывная работа за компьютером, связанная с чертежами и графикой, мелкими деталями и тонкими линиями приводит к утомлению и спазму мышц глаза, из которых впоследствии и развивается близорукость. Кроме того, многие студенты, особенно в преддверии сессий и сдач, работают за компьютером в ночное время в недостаточно освещенном помещении, что нежелательно из-за высокого контраста со светящимся экраном. Да и само по себе положение тела человека, использующего почти любой современный гаджет — отнюдь не анатомично, тем более что мало кто в состоянии следить за позой и осанкой на протяжении долгого времени, да еще и погрузившись в работу, что называется, с головой. Отсюда нарушения кровообращения, негативно сказывающиеся и на здоровье зрения, и на состоянии организма в целом.
Очевидно, что ситуация просто катастрофическая, более того, цифры статистики продолжают расти. Хотя для борьбы с проблемой не требуется каких-то очень сложных и затратных мероприятий. В качестве профилактики миопии и просто для поддержания здоровья человека применяются следующие меры:
– Соблюдение режима питания, правильный рацион, подобранный с учетом высоких умственных и зрительных нагрузок. Овощи, фрукты, орехи, рыба-все эти продукты богаты веществами, необходимыми для нормального функционирования и зрительного аппарата, и организма в целом. Среди таких веществ — витамин А, лютеин, витамины Е и D, тиамин, рибофлавин и др.
– Занятия физкультурой и спортом — улучшают кровообращение, приводят мышцы в тонус. При этом важно индивидуально подобрать комплекс упражнений и дозировать нагрузку с учетом имеющегося диагноза, чтобы не навредить. Также необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на поддержание тонуса глазных мышц — так называемая глазная гимнастика, например, по методике советского офтальмолога Э.С Аветисова. Примерный список упражнений может выглядеть так: крепко зажмурить глаза, затем открыть-10 раз, быстро поморгать-20 раз, смотреть вверх-вниз-вправо-влево-5 раз, круговой массаж глаз — по верхнему веку от виска к носу, от носа к виску — по нижнему-10 раз, смотреть поочередно то на кончик носа, то на точку вдали (на расстоянии 4-5 метров) — 10 раз.
Упражнения направлены на улучшение кровообращения и тренировку мышц глаза.
– Соблюдение зрительного режима — каждый час непрерывной работы за компьютером делать перерывы по 20-30 минут, в это время можно смотреть вдаль, например, в окно, для снятия напряжения глаз.
– Подбор мебели, соответствующей индивидуальным параметрам: ноги сидящего должны доставать до пола, стул — соответствовать анатомической форме спины.
– Соблюдение условий освещенности, правильного положения тела, соблюдение режима дня.
– Проверка зрения раз в год у врача-офтальмолога.
Подытожить все вышесказанное можно следующим образом: миопия в XXI веке — проблема, явно выраженная у всего населения в целом и а отдельных групп — студентов архитектурных вузов — особенно заметно. Причин для этого множество — специфический характер обучения, недостаток физической активности, несоблюдение режима дня и базовых правил гигиены зрения, наследственные факторы и т.д. Также существуют и способы решения этой проблемы — контроль адекватности зрительных нагрузок, различные профилактические меры, грамотное чередование работы и отдыха, занятия физической культурой и спортом, а при наличии проблем со зрением — специальные мероприятия, назначаемые врачом.
Большую часть информации об окружающем мире человек получает именно при помощи глаз, поэтому внимательное отношение к собственному зрению — это то, что должно быть свойственно каждому человеку.
Литература:
- Лубенцова А.В., Демьянова Л.М. Профилактика миопии у студентов. IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017//URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032270 (дата обращения: 20.12.18)
- Электронный ресурс-URL:https://stopmyopia.ru/ (дата обращения: 20.12.18)
- Электронный ресурс-URL:https://www.vseoglazah.ru/eye-diseases/myopia/(дата обращения: 20.12.18)
- «Студенты-архитекторы проводят за учебой больше всех часов в неделю», статья в журнале SPEECH, URL:https://archspeech.com/article/studenty-arhitektory-provodyat-za-ucheboy-bol-she-vseh-chasov-v-nedelyu (дата обращения 20.12.18)
- Халатова А. Н., Юсупова С. П., Исследовательская работа по теме «Профилактика миопии у студентов колледжа», электронный ресурс : //URL: https://educontest.net/ru/ (дата обращения: 20.12.18).
Основные термины (генерируются автоматически): зрительный аппарат, зрительный режим, миопия, нагрузка, раз.
Источник
В данной статье рассматривается важность занятий физической культурой для студентов с близорукостью, а также некоторые рекомендации для студентов с близорукостью по поводу самостоятельных занятий физической активностью, а также рекомендации их преподавателям по поводу особенностей занятий с близорукими студентами.
Введение
На сегодняшний день около половины выпускников школ страдают от близорукости. Приходя в ВУЗы, абитуриенты даже не представляют, какое влияние на остроту их зрения окажет нагрузка от учёбы в университете. На сегодняшний день невозможно представить студента без гаджетов. Безусловно, все знают, что проводить много времени за компьютером вредно для зрения. Также чтение при тусклом освещении или в неправильной позе оказывает отрицательное влияние на глаза. Поэтому студенты часто ещё больше портят свое зрение за долгие годы обучения. Кроме того студенты, в зависимости от степени близорукости, имеют ограничения в занятиях физической культурой.
Так как на сегодняшний день огромное количество студентов страдают от близорукости, понимание того, как именно студенты должны заниматься на занятиях по физической культуре, является важной задачей как для преподавателей, так и для самих студентов, что показывает актуальность данной работы.
В работах Э. С. Аветисова подробно раскрывается тема близорукости у студентов и занятий физической культурой.
Целью данной работы в том, чтобы дать рекомендации в первую очередь студентам, а также преподавателям физической культуры, как стоит организовать занятия физической активностью не только на занятиях по физической культуре в ВУЗе, но и в свободное время.
Задача работы: показать, какие физические упражнения являются наиболее полезными, а какие, напротив – вредными. Также дать некоторые рекомендации по поводу организации упражнений на уроках по физической культуре и для самостоятельных занятий студентов.
В данной работе использовались методы: наблюдение, анализ, изучение материала, синтез и обобщение.
Основная часть
Близорукость (миопия) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации не может улучшить изображения отдалённых предметов, в связи с чем снижается острота зрения вдаль.
Принято выделять три степени миопии: низкую – до 3 дптр, среднюю – до 6 дптр и высокую – свыше 6 дптр. По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую (стационарную) и прогрессирующую [1, С. 126].
Значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических условий труда и быта [2, С. 258]. На сегодняшний день на зрение студентов также оказывают влияние компьютеры, смартфоны и т. д., которые также сильно напрягают глаза, что способствует ухудшению зрения. Из-за перехода на обучение с помощью интернета, студенты проводят за компьютером около 4-5 часов в день, что губительно для зрения.
При этом, безусловно, остается необходимость обеспечения студентам возможности заниматься на занятиях по физической культуре согласно рекомендациям офтальмологов. В зависимости от степени близорукости студентов можно отнести в разные группы – от основной до специальной. Студенты с низкой степенью миопии могут быть отнесены в основную группу, для них нет ограничений в выполнении требований по программе. Для студентов со стационарной близорукостью низкой степени разрешено большинство видов спорта, кроме бокса, хоккея и прыжков различных видов.
Студентов со средней степенью миопии следует выделить в подготовительную группу и исключить из программы прыжки с высоты более 1,5 м и упражнения, требующие сильного физического напряжения. Также для студентов с данной степенью близорукости следует обучить специальным упражнениям для мышц глаз, в особенности ресничной мышцы, а также упражнениям из лечебной физкультуры [2]. Кроме того, при занятиях легкой атлетикой необходимо учитывать то, что инвентарь, используемы при некоторых упражнения как шесты и планки для прыжков должны быть видны издали. Для этого их необходимо отметить флажками или же покрасить в яркий цвет. Также необходимо выбирать достаточно широкие дорожки для бега, без ям и кюветов [3]. Кроме того необходимо после каждого круга упражнений делать паузу на 20-30 секунд, для того, чтобы занимающиеся могли дать глазам отдохнуть – проморгать глазами. В начале и в конце занятия преподаватель должен убедиться, что все занимающиеся чувствуют себя комфортно, а в течение занятия они все занимались в щадящем режиме.
Студенты со средней степенью близорукости могут заниматься следующими видами спорта: велогонки, конный спорт, стрельба, фехтование, художественная гимнастика и фигурное катание. Виды спорта, включающие борьбу или прыжки, следует избегать. На занятиях физической культурой для студентов со средней степенью близорукости полезно проводить такие игры, как волейбол, футбол, баскетбол и теннис, так как перемещение взгляда с ближних объектов на дальние и наоборот полезно для них [2].
Студентам с высокой степенью близорукости должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия; б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультурой [2, С. 259].
Студенты с высокой степенью близорукостью, но без патологических осложнений с хорошей физической подготовкой могут выполнять многие физические упражнения на ровне с практически здоровыми студентами. Студентам с высокой степенью миопии разрешается заниматься стрельбой, фехтованием, греблей, спортивной ходьбой, бегом на средние и длинные дистанции. Но нужно учитывать, что многие из этих видов спорта запрещены при осложненной близорукости.
Из лечебной физкультуры, рекомендуемой для студентов со средней и высокой степенями близорукости, студенты могут делать следующие упражнения:
- И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5— 6 раз.
- И.п. — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5—6 раз.
- И.п. — сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5—6 раз.
- И.п. — сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5—6 раз.
- И.п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.
- И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2—3 с, перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз.
- И.п. — сидя, закрыть веки. В течение 30 с массировать их кончиками указательных пальцев [2, С. 230].
Оздоровление организма способствует улучшению состояния сетчатки глаза, также помогает ослабить прогрессирование близорукости. Поэтому физическая активность и лечебная физкультура важны для каждого студента, и в особенности для студента с миопией.
Заключение
Физическая активность необходима каждому человеку, тем более студенту с близорукостью, так как студенты получают большую нагрузку на глаза во время учёбы, а зрение у студентов с миопией может ухудшиться за годы учёбы довольно сильно. Физическая активность и лечебная физкультура может помочь студентам расслабить глаза после напряженной учебы. Также важно студентам не забывать об утренней гигиенической гимнастике и мерах по закаливанию организма, упражнениях для повышения уровня общей и силовой выносливости. Общее укрепление организма для студентов с близорукостью не менее важно, чем лечение. Преподаватель физической культуры должен помочь студентам осознать это.
Источник
06 ноября 2014г.
Ухудшение состояния здоровья в последние десять лет, по данным Министерства здравоохранения РФ наблюдается как среди детей в возрасте до 14 лет, так и среди подростков (15 — 17 лет). Состояние здоровья многих детей характеризуется напряжением адаптационных ресурсов организма, что говорит о повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии.
Важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее – это состояние здоровья молодежи. В настоящее время характерным является увеличение количества молодых людей, имеющих различные отклонения в развитии и в здоровье. Поэтому актуальной на сегодняшний день задачей является формирование у студентов потребности ведения здорового образа жизни.
Среди факторов, влияющих на здоровье молодежи ряд авторов выделяет влияние процесса обучения. Распространение среди школьников и студентов близорукости, нарушений о санки, неврастении и анемии эти авторы считают неизбежным следствием обучения. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, вхо дящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Отмечено что с 1 по 8 классы — число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%. При этом патологические явления среди детей инновационных учебных заведений превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ, поскольку объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников (3).
Проблема близорукости, одним из показателей которой является снижение остроты зрения – является на сегодняшний день наиболее актуальной. По данным ВОЗ аномалиями рефракции глаза страдают более 45% населения всего мира. В России этот показатель равен 48% и, постоянно растет в связи с урбанизацией. У школьников о тмечается рост аномалий рефракции, достигающий максимума к 11 классу 1. Многие авторы отмечают устойчивую тенденцию снижения остроты зрения, связанную с началом процесса обучения.
Поступив в вуз, молодые люди сталкиваются с еще большей психоэмоциональной нагрузкой, значительной умственной работой, необ хо димостью адаптации к новым условиям обучения, режима дня, питания, а у ряда студентов и к новым условиям проживания и общения с окружающими.Рост заболеваемости студентов снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает их профессиональную деятельность. При этом почти 44% студентов имеют зрительные нарушения (4). При этом процент патологии от года к году растѐт на 3% — 7%. По мере перехода с курса на курс относительное количество студентов с более высокими степенями близорукости увеличивается на 5% — 8%. Сниженный уровень здоровья, а также воздействие ряда факторов: плохая сбалансированность режима труда и отды ха , отсутствие элементарных валеологических знаний и навыков, наличие большой зрительно-смысловой и психической нагрузки, особенно у студентов с близорукостью на фоне умственного утомления, вызывает повышение уровня тревожности, у ху дшая психосоматические параметры и аккомодационные возможности зрительного анализатора (3). Процесс обучения, так или иначе, неотъемлемо связан с длительной работой на близком расстоянии. Кроме того, применение телефонов и планшетов, в том числе и для обучения, значительно усугубило положение дел по заболеванию миопией среди студентов.
Конституциональными особенности организма студентов различных этнических групп и воздействие неадекватных зрительных нагрузок, а также отсутствие мероприятий по профилактике нарушений зрения, может способствовать распространенность аметропий у студентов. По данным Журавлевой Е.В. (4) аномалии рефракции встречаются среди контингента, прибывшего из стран Юго -Восточной Азии, ме ханизмы развития которой автор связывает со слабой адаптацией. При этом Журавлева Е.В. (2011) отмечает, что основным видом аномалии рефракции у студентов является миопия, ее распространенность среди российских студентов составляет 44,5%, у студентов из стран Африки 56,2%, у студентов из стран Юго-Восточной Азии 77,3%.
С этих позиций актуальными являются изучение распространенности снижения о строты зрения среди студентов и поиска причин, ведущим к ним. С целью выявления этих закономерностей в возрастной группе 18- 20 лет провели исследование остроты зрения студентов 2-го курса КГМА.
В исследовании приняли участие 178 человек (43 юношей и 135 девушек) из КГМА. Средний возраст составил 18,8 лет. Предварительно были выявлены показатели рефракции с помощью метода зеркальной офтальмоскопии. Показатели остроты зрения у студентов в общем массиве составили для правого и для левого глаза соответственно 0,8±0,06 и 0,77±0,05. У юношей острота зрения составила в среднем на правый глаз 0,93±0,01 на левый глаз 0,89±0,01. У девушек студентов острота зрения составила на правый глаз 0,80±0,01, а на левый глаз 0,78±0,01. Эти показатели гораздо ниже условной нормы, которая считается за единицу. Так же показано что острота зрения у девушек ниже, чем у юношей. Процент лиц со сниженной остротой зрения среди девушек достоверно выше, чем среди юношей и этот показатель составляет соответственно 39,5±0,01% и 54, 07±0,06%, р
Предполагаем, что такой высокий процент лиц с нарушением в ратоту зрительного анализатора и снижение остроты зрения может быть вызвано избыточной зрительной нагрузкой на глаз которой подвергаются особенно студенты медицинских ВУЗов. Таким образом, у 50,56% студентов острота зрения снижена по сравнению с нормой, а так же встречаются отклонения рефракции, эти данные превышают показатели распространенности снижения зрения по разным регионам.
По нашему мнению, одной из задач вуза в отношении сохранения здоровья студентов должна заключаться в формировании мотивации здорового образа жизни, что особенно актуально в отношении здоровья для студентов с ослабленным здоровьем. Поскольку период обучения в вузе — это время, когда наиболее интенсивно развиваются интеллектуальные и нравственные способности человека, происходит формирование его как специалиста, становления мировоззренческих, жизненных идеалов и убеждений.
Выводы:
1. Исследование показателей остроты зрения и рефракции у студентов является одним из надежных факторов оценки риска миопии и принятию мер по ее ранней профилактике.
2. При распределении студентов по учебным отделениям и медицинским группам для занятий физической культурой необ ходимо учитывать функциональное состояние зрительного анализатора.
3. В теоретический раздел по предмету нормальная физиология необ ходимо внести темы по гигиене зрения, умственного утомления и основам здоровьесбережения.
Список литературы
1. Журавлева Е.В. Адаптационные особенности зрительного анализатора у студентов различных этнических групп в процессе обучения/ диссертации, кандидат медицинских наук 2011, — Н.Новгород. – 138 с.
2. Марчук С.А. Профилактика нарушений зрения студентов педагогических вузов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики/ диссерт. К.пед.н., Екатеринбург, — 2004. – 189 с.
3. Петрова Н.Ф., Горовая В.И. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ УЧА ЩИХСЯ // Успе хи современного естествознания. – 2005. – № 11 – стр. 73-75 .
4. Norton, T.T. Myopia-Global Problem, Global Research / T.T. Norton, R. Manny, D:J. O’Leary // Optometry & Vision Science. April 2005. -Vol. 82, N4.-P. 223-225.
5. Rozhkova G.I., Zhukova E.A., Tokareva V.S. Relationship between distance dependence of visual acuity and
refraction in junior school children.// Сенсорные системы. 2007. Т.29. № 1 С. 60-71.
Источник