Близорукость при принятии решений предполагает что
Принимая решения, человек не всегда учитывает их долгосрочные последствия, что связано, прежде всего, с высокими издержками оценки таких последствий. В научной литературе свойство человека принимать в расчет ближайшие издержки и выгоды, игнорируя будущие, получило название близорукости7.
П. Самюэльсон, автор знаменитой книги «Экономикс», однажды предложил коллеге: «Давайте бросим монетку. Если выпадет „орел“, я плачу вам 200 дол., если „решка“ — вы платите мне 100». Тот отказался, объяснив отказ тем, что для него потеря 100 дол. чувствительнее, чем выигрыш 200, но заметил, что с радостью бы согласился на серию из 100 бросков. Его ответ показывает, что он негативно относится к риску и при этом обладает широким горизонтом анализа. Пусть его функция полезности имеет вид
,
где — изменение благосостояния относительно status quo.
Ожидаемая полезность от одной игры для него отрицательна, а ожидаемая полезность от серии из двух игр уже положительна — ведь от двух игр он получит 400 дол. с вероятностью 0,25 и 100 дол. с вероятностью 0,5 и потеряет 200 дол. с вероятностью 0,25. А вот будь коллега Самюэльсона близоруким человеком, он, оценив выгоду от одной игры и установив, что она отрицательна, отказался бы от участия в серии игр.
Близорукостью можно объяснить и ситуацию на рынке бытовой техники: согласно исследованиям, покупатели отдают предпочтение более дешевой, но более энергоемкой технике, игнорируя технику, более выгодную по соотношению цены и издержек эксплуатации. То же поведение наблюдается и на рынке страховых услуг при выборе индивидуальной страховки.
Ограниченная рациональность — это характеристика экономических агентов, решающих задачу выбора в условиях неполной информации и ограниченных возможностей по ее переработки.
Между тем, разумеется, никакой нормальный человек в очерченных выше ситуациях с обработкой детали на токарном станке или подготовкой документов для регистрации предприятия не ставит и не решает задач последовательной оптимизации каждого из своих действий, или предсказания набора требований к документам. Вместо этого люди используют образцы (шаблоны, модели) поведения.
Так, применительно к примеру с принятием технологического решения, вместо расчетов оптимальной траектории и скорости движения от склада заготовок к станку рабочий идет так, как привык ходить: привычка — это типичный и массовый образец поведения. Вместо того, чтобы экспериментально обнаруживать наилучший режим резания для материала, с которым он еще не работал (если опыт работы уже есть, то действует привычка), рабочий воспользуется справочником, в котором записаны оптимальные режимы обработки различных материалов.
Для примера с подготовкой документов для регистрации предприятия, вместо «экспериментального» выявления требований к этому набору люди используют нормативно-правовые документы, например, текст Гражданского кодекса РФ (ч. 1, гл. 4) и других нормативных актов.
Легко видеть, что такая запись в справочнике или положение нормативного акта (а также и привычка, если попытаться ее логически реконструировать) представляет собой готовую модель рационального (оптимального) действия:
если текущая ситуация есть S, действуй способом A(S).
При этом подразумевается, что способ A(S) таков, что получающийся результат является наилучшим из возможных с точки зрения типичных для ситуации S критериев принятия решений.
Независимо от того, имеется ли готовый шаблон поведения непосредственно в памяти индивида (выработан он на основе собственного опыта, серии проб и ошибок, или же получен в процессе обучения, также не имеет значения), или обнаруживается во внешних источниках информации, его применение происходит по вполне стандартной схеме:
• идентификация ситуации;
• подбор шаблона вида, включающего идентифицированную ситуацию;
• действие способом, соответствующим шаблону.
Если сравнить приведенные этапы с этапами процесса принятия решений, налицо очевидная экономия усилий (а стало быть, экономия ресурсов и времени) при определении того, какое действие осуществлять. Прибавив к этому то обстоятельство, что перечисленные действия зачастую выполняются неосознанно, в «автоматическом режиме», легко прийти к выводу о том, что шаблоны и образцы поведения представляют собой средства экономии ресурсов в рамках задач определения наилучших способов действий.
Однако непосредственное наблюдение показывает, что в жизни есть и другие шаблоны и образцы поведения, следование которым мешает человеку максимизировать свою функцию полезности.
Рассмотрим еще один пример, имеющий на этот раз не условный, а вполне конкретный характер. В западных университетах при проведении письменных экзаменов зачастую в аудиториях нет преподавателей или других сотрудников факультета. Казалось бы (с точки зрения типичного отечественного студента), созданы идеальные условия для списывания, пользования шпаргалками и т.п. Однако никто из экзаменуемых не ведет себя так. Объяснение (точнее, его первый, поверхностный слой) очень просто: если кто-то из сдающих экзамен решится на такое, его коллеги немедленно сообщат от этом преподавателю («донесут» или «настучат», как принято говорить), и нечестный студент получит заслуженный нулевой балл (если вообще не будет изгнан).
Со стороны студентов, честно пишущих свои работы, такое поведение («доносительство») будет простым следованием привычке, которая, как многие другие привычки, имеет вполне рациональное основание. Ведь в зависимости от результатов экзаменов студенты получают соответствующий рейтинг, а в зависимости от рейтинга формируется спрос на выпускников со стороны работодателей. Следовательно, студент, пользующийся шпаргалкой или списывающий на экзамене, получает необоснованное конкурентное преимущество при приеме на работу и определении его оклада. Сообщив о его неправильном поведении, другие студенты устраняют, тем самым, недобросовестного конкурента, что является вполне рациональным действием.
В то же время для того из экзаменующихся, кто обладает недостаточными знаниями для успешной сдачи экзамена, упомянутая привычка других явно мешает совершить действие, способное принести ему пользу. Вместе с тем, будучи уверенным в том, что обман обязательно раскроется (что грозит значительной утратой полезности), такой студент, несмотря на искус, все же воздержится от попытки получить неадекватно высокий балл.
В этой ситуации можно сказать, что он также следует образцу или шаблону поведения, — однако вопреки своему желанию, рационально сопоставляя выгоды и издержки отклонения от этого, фактически навязанного ему другими образца.
Изначально понятие рутина (routine) было введено создателями эволюционной теории Р. Нельсоном и С.Уинтером применительно к деятельности организаций и определено ими как «нормальные и предсказуемые образцы поведения». Однако рутинное поведение характерно не только для организаций, но и для индивидов. Применительно к последним рутины можно разделить на две категории: рутины технологические, формирующиеся в процессе взаимодействия человека и природы, и рутины отношенческие, складывающиеся в процессе взаимодействия между людьми.
Работая на станке, токарь применяет день за днем одни и те же приемы, причем бóльшую часть времени автоматически. У него не возникает необходимости проговаривать последовательность действий, отдавая себе мысленные указания. Его действия отлажены, они складываются из набора технологических рутин. То же касается и действий женщины, занимающейся домашним хозяйством, почтальона, разносящего газеты, преподавателя, проверяющего работы студентов. Почему формирование подобных рутин свойственно человеку?
Технологические рутины выполняют важную функцию: они снижают издержки принятия решений. Сталкиваясь с проблемой, мы, как правило, выбираем решение, которое, исходя из прошлого опыта, было признано нами удачным. Абсолютное большинство таких рутин являются неосознаваемыми и реализуются на основе неявного знания. Мы не отдаем себе отчета в том, как именно завязываем шнурки на ботинках, открываем ключом дверь или чистим зубы. Более того, зачастую нам проще сделать что-то, чем написать инструкцию, как это должно сделать.
Технологические рутины облегчают нам выбор в ситуации неопределенности, при нехватке информации. Не имея возможности оценить, насколько эффективными являются альтернативные стратегии поведения, мы обычно демонстрируем отрицательное отношение к риску, предпочитая следовать проверенным образцам поведения. Чем меньше у людей знаний об окружающем мире, чем выше степень неопределенности, тем более устойчивы рутины. Неопределенность на фоне ограниченных когнитивных возможностей делает постоянную оптимизацию поведения не только весьма затратной, но и зачастую бессмысленной. Рутина в таком случае выступает в качестве элемента страхования.
Значительная часть деятельности любого человека неизбежно связана с другими людьми. В рамках социальных взаимодействий и складываются отношенческие рутины. Они, помимо описанной выше функции снижения издержек принятия решений, выполняют еще одну важную функцию — функцию координации. В отличие от природы, люди являются стратегическими игроками, и при выборе линии поведения они стремятся учесть возможную реакцию окружающих на свои действия. Когда мы знаем, что наши партнеры действуют, руководствуясь стереотипами, у нас возникают определенные ожидания относительно их будущих действий, и в соответствии с этими ожиданиями мы выбираем стратегию своего поведения. Таким образом, рутины дают возможность путем построения системы взаимных ожиданий вносить в отношения элемент координации и предсказуемости.
Рутины— это способ компактного хранения знаний (knowledge) и навыков (skills), которые требуются человеку для его деятельности.
Полное освоение той или иной рутины на основе одного только явного знания (например, письменных инструкций) может быть связано с запретительно высокими издержками. Для их снижения нужны соответствующие навыки, которые вырабатываются упражнениями. Действительно, обеспечить человека инструкцией по катанию на велосипеде еще не означает научить его на велосипеде кататься. Кулинарный рецепт, руководствуясь которым мог бы испечь пирог человек, никогда в жизни не подходивший к плите, занял бы не один десяток страниц. Всегда есть что-то, что невозможно передать словами, составляющее, однако, самую суть знания.
На крупных предприятиях система принятия решений построена на организационных рутинах, которые обеспечивают механизм защиты от нерационального поведения экономических агентов, принимающих решения. У такого механизма, помимо положительных свойств, есть и отрицательные — в частности, медленное принятие решений.
Представим, что у вашей финансово-промышленной группы появилась возможность купить нефтяную компанию на очень выгодных условиях. И хотя вы прекрасно понимаете, что она должна быть оформлена очень быстро (только тогда она состоится), существующие организационные рутины на это не рассчитаны. Подготовить нужные для анализа документы можно за несколько дней, но вопрос о сделке включается в плановое заседание совета директоров (вопрос-то очень важный!), намеченное лишь через месяц. В результате, из-за негибкости системы принятия решений сделка срывается.
Необходимость выработки навыков для реализации имеющихся знаний обуславливает эволюционный характер формирования и изменения рутин. Если условия, в рамках которых функционируют фирмы или индивиды, меняются, то существующие в их памяти рутины перестают быть эффективными. Процесс приспособления к новым условиям, выраженный в поиске новых стратегий поведения, освоении и закреплении их в качестве рутин, зависит от природы знания, которое лежит в основе этих рутин: чем менее явно знание, тем более длителен данный процесс.
В соответствии с нашими знаниями у нас формируются те или иные ментальные модели. Через их призму мы воспринимаем мир. Они определяют наши реакции и позволяют выбрать линию поведения наиболее экономным, с точки зрения расходования когнитивных усилий, способом.
Сталкиваясь со сложностями восприятия окружающего мира, мы выстраиваем его упрощенную модель. Она обуславливает предписания касательно поведения, которые позволяют нам решать конкретные задачи. Эти предписания хранятся в виде рутин, и мы их осваиваем по мере обучения и приобретения опыта.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 665 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования
(0.003 с)…
Источник
План занятия:
1. Теория игр как инструмент интеграции институтов в экономическую теорию. Модели институционального поведения: «Правила движения» «Дилемма заключенных» «Права собственности» «Конфликт полов». Доминирующая стратегия. Виды равновесий.
2. Формирование и функции правил. Генезис правил: эволюционное формирование и директивное введение «сверху». Институциональные соглашения.
3. Механизмы принуждения к соблюдению правил (санкции). Виды санкций (автоматические санкции, вина, стыд, информационные санкции, двусторонние санкции, многосторонние санкции).
4. Понятие института. Обсуждение различных подходов к определению понятия института. Формальные и неформальные институты. Взаимодействие формальных и неформальных институтов.
5. Институциональная структура общества. Институциональная среда. Роль институтов в функционировании экономической системы. Взаимодействие индивидов и институтов.
6. Модель человека в институциональной экономике. Концепция ограниченной рациональности. Оппортунистическое поведение.
Основные понятия: игровая модель взаимодействий, матрица выигрышей, доминирующая стратегия, ограниченная рациональность;оппортунизм;несовершенная информация;неоднородность товара;удовлетворенность против максимизации; эффект постановки проблемы; поиск внутренних обоснований для выбора; близорукость при принятии решений; неопределенность внешней среды; актор; социальная сеть.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под «методом» теории? В чем преимущества и недостатки «рассказывания сказок» и формализованных моделей?
2. Почему институциональная теория «говорит» на языке теории игр, а не традиционного для неоклассики математического аппарата?
3. Какое понятие в игровой модели взаимодействий в упрощенной форме отображает: а) социальные роли индивидов, б) единичный акт взаимодействия, в) цель поведения индивидов, г) возможные последствия различных актов взаимодействия индивидов.
4. Придумайте координационную проблему с фокальной точкой. Какая из базовых моделей теории игр наилучшим образом иллюстрирует идею «фокальной точки»?
5. Сравните понятия полной и ограниченной рациональности. Приведите примеры из вашего повседневного поведения потребителя.
6. Дайте определение «института», которое, на Ваш взгляд, более полно отражает его сущность.
7. Как, с помощью каких исследовательских процедур, можно выделить среди различных наблюдаемых регулярностей в поведении людей те, которые обусловлены существованием институтов?
8. Являются ли институты общественными благами? Если являются, в чем для них заключается общий эффект недопроизводства общественных благ?
9. Как формируется система неформальных институтов в обществе. Свяжите процесс формирования институтов с их устойчивостью.
10. Приведите примеры, иллюстрирующие различные типы взаимодействия между формальными и неформальными правилами.
11. В чем отличие институтов от организаций? Проиллюстрируйте ваши рассуждения на конкретном примере.
Тесты:
1. Поведенческая модель, рассматриваемая в рамках НИЭТ, не предполагает: а) полную рациональность; b) ограниченность «правилами игры», установленными в обществе; c) неполноту информации; d) оппортунизм.
2. Неопределенность внешней среды приводит к: a) полной рациональности; b) совершенству информации; c) активизации деловой активности; d) росту трансакционных издержек.
3. НИЭТ изучает в определенной степени: a) производственные отношения; b) организационные технологии; c) Парето оптимальное распределение ресурсов; d) экономику в вакууме.
4. Выберите все верные утверждения: а) любой эгоист является индивидуалистом; b) любой индивидуалист является эгоистом; c) индивидуализм исключает проявления альтруизма; d) индивидуализм и эгоизм являются синонимами.
5. Для совершенно рационального экономического агента характерно: а) отсутствие издержек принятия решений; b) чрезвычайно низкие временные затраты на принятие решений; c) нейтральность к риску; d) выбор действий, которые доказали свою эффективность в прошлом.
6. Об ограниченной рациональности агента свидетельствует: а) следование принципу оптимизации; b) наличие трансакционных издержек; c) неоднородность производимого им товара; d) неполнота предпочтений.
7. Близорукость при принятии решений предполагает: а) отрицательное отношение к риску; b) эффект постановки проблемы; c) игнорирование долгосрочных последствий принимаемых решений; d) высокую роль фактора нетерпения при принятии решений.
8. Эффект постановки проблемы проявляется в том, что люди: а) демонстрируют различное отношение к риску; b) делают разный выбор при формулировке вопроса в терминах выгод или в терминах издержек; c) делают разный выбор при формулировке вопроса в устном или письменном виде; d) не учитывают долгосрочных последствий принимаемых ими решений.
Источник
Тест 1. Теория институтов
1. Веблен рассматривал институты как
результат поведенческих привычек
а. коллективные действия, ограничивающие индивидуальные
б. правила поведения, принятые в обществе
в. механизмы «рационализации» поведения человека
2. Выберите все верные утверждения:
а. любой эгоист является индивидуалистом
б. любой индивидуалист является эгоистом
в. индивидуализм исключает проявления альтруизма
г. индивидуализм и эгоизм являются синонимами
Выберите все верные утверждения
а. альтруизм – антоним эгоизма
б. альтруизм – синоним эгоизма
в. проявления альтруизма более вероятны в повторяющихся взаимодействиях
г. альтруизм нельзя объяснить в рамках экономических моделей, описывающих поведение совершенно рациональных индивидов
4. Для совершенно рационального экономического агента характерно:
а. отсутствие издержек принятия решений
б. чрезвычайно низкие временные затраты на принятие решений
в. нейтральность к риску
г. выбор действий, которые доказали свою эффективность в прошлом
5. Предпочтения совершенно рационального экономического агента:
а. обладают свойством полноты
б. могут изменяться только непрерывно
в. обладают свойством транзитивности
г. все перечисленное верно
6. Для ограниченно рационального экономического агента, поведение которого подчиняется принципу удовлетворенности, характерно:
а. следование сложившимся рутинам
б. достижение минимума трансакционных издержек
в. определение критического уровня удовлетворенности исходя из собственных способностей и представлений
г. постоянный пересмотр стратегии поведения
7. Об ограниченной рациональности агента свидетельствует:
а. следование принципу оптимизации
б. наличие трансакционных издержек
в. неоднородность производимого им товара
г. неполнота предпочтений
Исследовательская программа неоклассической теории
а. содержит в своем ядре те же предпосылки, что и исследовательская программа неоинституциональной теории
б. содержит в защитном поясе предпосылку о полной спецификации прав собственности
в. предполагает, что трансакционные издержки всегда сводятся к минимуму
г. имеет тот же защитный пояс, что и исследовательская программа неоинституциональной теории
Исследовательская программа неоинституциональной теории
а. совпадает с исследовательской программой неоклассической теории
б. содержит в защитном поясе предпосылку о неполной спецификации прав собственности
в. содержит в своем ядре предпосылку об асимметрии информации
г. содержит в защитном поясе предпосылку об ограниченной рациональности
10. Для однородного товара характерно:
а. отсутствие проблемы качества
б. бесконечная делимость
в. продажа на рынке в условиях совершенной информации
г. незначимость такого фактора как репутация производителя
Близорукость при принятии решений предполагает
а. отрицательное отношение к риску
б. эффект постановки проблемы
в. игнорирование долгосрочных последствий принимаемых решений
г. высокую роль фактора нетерпения при принятии решений
12. Компонентами рутин являются:
а. знания
б. навыки
в. нормы морали
г. ценности
Ментальные модели
а. формируются во взаимодействии с другими людьми
б. передаются по наследству
в. возникают при критическом анализе поведения других людей
г. содержат представления об окружающем мире
14. Выберите верные утверждения, касающиеся связи культуры и экономического благосостояния:
а. культура не влияет на экономическое благосостояние, поскольку лежит во внеэкономической сфере и определяет только «нерыночные» факторы поведения
б. культура положительно влияет на благосостояние, поскольку люди с высоким уровнем экономической культуры редко ведут себя неэффективно
в. культурные стереотипы могут оказывать отрицательное влияние на экономическое благосостояние
г. культура определяется уровнем благосостояния
Влияние ценностей на экономический выбор
а. всегда положительно
б. всегда отрицательно
в. может быть как положительным, так и отрицательным
г. зависит от системы государственного принуждения к следованию институтам
Издержки принуждения к следованию нормам
а. одинаковы для всех индивидов, принадлежащих одной социальной группе
б. приводят к росту издержек, связанных с внедрением формальных институтов
в. обусловлены эффективностью реализации правил, основанных на этих нормах
г. могут быть минимизированы за счет введения формальных правил
17. Выберите верные утверждения, касающиеся соотношения норм и правил:
а. нормы и правила – суть одно и то же. В зависимости от контекста принято употреблять тот или иной термин
б. и нормы, и правила могут быть как формальными, так и неформальными
в. нормы, в отличие от правил, не ориентированы на конечный результат
г. правила, в отличие от норм, воспринимаются людьми субъективно
Правила не могут исполнять функцию
а. координации
б. обеспечения предсказуемости поведения
в. обучения формальным институтам
г. кооперации
19. Выберите верные утверждения, характеризующие происхождение и природу правил:
а. формальные правила всегда складываются путем закрепления существующих неформальных правил
б. формальные правила не могут существовать там, где нет правил неформальных
в. наличие противоречий между формальными и неформальными правилами является достаточным основанием для изменения формальных правил
г. все перечисленное верно
Проблема безбилетника вряд ли возникнет
а. при уплате налогов в обществе, где неформальные правила доминируют над формальными и противоречат им
б. в группе хорошо знакомых друг с другом людей, вовлеченных в продолжительные рабочие отношения
в. в группе, где нет плотных социальных связей
г. в больших социальных группах
21. Выберите верные утверждения, характеризующие дилемму заключенных:
а. в бесконечно повторяющейся дилемме заключенных некооперативное равновесие вытесняется кооперативным
б. равновесие в однократной дилемме заключенных является равновесием в доминирующих стратегиях
в. некооперативный исход обусловлен отсутствием предварительной договоренности о выбираемых стратегиях
г. некооперативный исход обусловлен анонимностью участников взаимодействия
22. Следующие утверждения наиболее точно характеризуют относительную эффективность неформальных правил:
а. неформальные правила всегда эффективнее формальных, поскольку учитывают ценностные установки экономических агентов
б. формальные правила всегда более эффективны, чем неформальные, поскольку более четко прописаны и доводятся, как правило, до всех членов общества
в. неформальные правила более эффективны в случае плотных социальных связей
г. формальные правила более эффективны в малых группах
23. Выберите верные утверждения, описывающие соотношение формальных и неформальных правил:
а. неформальные правила всегда дополняют формальные
б. формальные и неформальные правила регулируют различные стороны жизни индивидов
в. существование неформальных правил затруднено без поддержки их формальными правилами
г. существование формальных правил затруднено без поддержки их неформальными правилами
24. Возможны следующие источники возникновения неформальных правил:
а. законодательное внедрение
б. объективизация существующих норм
в. поведенческие привычки
г. традиции
Проблема координации возникает в силу
а. анонимности участников взаимодействия
б. наличия нескольких потенциальных равновесий
в. отсутствия равновесия в чистых стратегиях
г. слишком большого количества участников взаимодействия
Фокальная точка
а. представляет собой Парето-эффективное равновесие в координационной игре
б. позволяет решать проблемы координации
в. не может быть определена без информации об уровне развития общества
г. связана с субъективными издержками, которые индивиды несут в случае попадания в неравновесную ситуацию
Экономические институты
а. позволяют снизить издержки выбора в условиях неопределенности
б. обуславливают глобальный минимум трансакционных издержек
в. являются стабильными только в том случае, если обладают свойством эффективности
г. подчиняются принципу «естественного отбора»: неэффективные институты со временем вытесняются эффективными
В неоклассической парадигме
а. роль институтов нулевая
б. институты рассматриваются как ограничения, воспринимаемые людьми некритическим образом
в. рассматриваются только неформальные институты
г. не проводится различий между формальными и неформальными институтами
30. Выберите верные утверждения:
а. люди придерживаются своих ценностей вне зависимости от издержек такого поведения
б. на основе фундаментальных ценностей формируются моральные нормы
в. люди относятся к нормам морали, принятым в обществе, некритически и склонны рассматривать их как объективно заданные
г. абсолютных ценностей не существует
31. Институты могут выполнять функции:
а. обеспечения координации между экономическими агентами
б. решения проблемы безбилетника
в. повышения уровня рациональности экономических агентов
г. обучения
Тест 4 «Теория фирмы»
Вопросы для рассуждения (письменно)
1. Является ли, на Ваш взгляд, доверие жителей страны к институтам и организациям ее финансового рынка общественным благом? Поясните свой ответ.
2. Прокомментируйте следующее утверждение: «Присутствие государства в экономике должно быть минимальным».
Тест 1. Теория институтов
1. Веблен рассматривал институты как
результат поведенческих привычек
а. коллективные действия, ограничивающие индивидуальные
б. правила поведения, принятые в обществе
в. механизмы «рационализации» поведения человека
2. Выберите все верные утверждения:
а. любой эгоист является индивидуалистом
б. любой индивидуалист является эгоистом
в. индивидуализм исключает проявления альтруизма
г. индивидуализм и эгоизм являются синонимами
Выберите все верные утверждения
а. альтруизм – антоним эгоизма
б. альтруизм – синоним эгоизма
в. проявления альтруизма более вероятны в повторяющихся взаимодействиях
г. альтруизм нельзя объяснить в рамках экономических моделей, описывающих поведение совершенно рациональных индивидов
4. Для совершенно рационального экономического агента характерно:
а. отсутствие издержек принятия решений
б. чрезвычайно низкие временные затраты на принятие решений
в. нейтральность к риску
г. выбор действий, которые доказали свою эффективность в прошлом
5. Предпочтения совершенно рационального экономического агента:
а. обладают свойством полноты
б. могут изменяться только непрерывно
в. обладают свойством транзитивности
г. все перечисленное верно
6. Для ограниченно рационального экономического агента, поведение которого подчиняется принципу удовлетворенности, характерно:
а. следование сложившимся рутинам
б. достижение минимума трансакционных издержек
в. определение критического уровня удовлетворенности исходя из собственных способностей и представлений
г. постоянный пересмотр стратегии поведения
7. Об ограниченной рациональности агента свидетельствует:
а. следование принципу оптимизации
б. наличие трансакционных издержек
в. неоднородность производимого им товара
г. неполнота предпочтений
Рекомендуемые страницы:
Источник