Аветисов занятия физической культурой при близорукости

Социальная реабилитация Социальная реабилитация

Э.С. Аветисов и др. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо. — М.: Физкультура и спорт, 1980. – 72 с.: ил.

Авторы брошюры: Э.С. Аветисов – профессор-офтальмолог, Е.И. Ливадо – врач спортивной медицины, кандидат медицинских наук и Ю.И. Курпан – кандидат педагогических наук, преподаватель-методист физической культуры.
Исследования последних лет существенно пополнили и углубили представление о механизме происхождения близорукости. Осложненная близорукость – одна из наиболее частых причин инвалидности. Ослабление цилиарной мышцы глаза – одна из причин близорукости, устранима с помощью специально разработанного комплекса физических упражнений (с.37-44)
Основные противопоказания к занятиям спортом лиц, страдающих близорукостью, приведены в таблицах на страницах 68-72.
Брошюра рассчитана на тренеров, учителей школ, специалистов по лечебной физкультуре, спортивных врачей.

Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физической культурой при близорукости. — 3-е изд., стереотип. — Т.: Медицина, 1984. — 103 с.: ил.

Книга всесторонне освещает проблему «Близорукость и занятия спортом».
В начальных главах книги говорится о функциях глаза, происхождении близорукости, принципах её профилактики и лечения.
Основное её содержание:
— Физическая культура и комплекс мер по профилактике близорукости и её прогрессирования (с.24-42).
— Физическая культура и лечебная физкультура для школьников, страдающих близорукостью (с.42-64).
— Физическое воспитание студентов, страдающих близорукостью (с.65).

Приводятся «Упражнения, рекомендуемые для лиц, страдающих близорукостью»:
I. Упражнения для глаз:
— 10 специальных упражнений для глаз (с.26-27)
— 20 упражнений для укрепления цилиарной мышцы (с.28-29)
— 21 общеразвивающее упражнение, выполняемые в сочетании с движениями глаз (с.29-30)
II. Корригирующие упражнения:
— 20 упражнений для укрепления мышц шеи и спины (с. 31-33)
— 20 упражнений для укрепления передней брюшной стенки (с. 34-37)
III. Дыхательные упражнения
— 12 дыхательных упражнений (с. 38)
IV. Подвижные игры:
— Перечень из 8 игр (с. 39)
— Три комплекса по 6-7 упражнений для физкультурной паузы (с. 40-41) и примерная схема специализированной физкультурной паузы (с. 39-40) для школьников и студентов

Для работы со студентами предназначены разделы:
— План занятий лечебной гимнастикой со студентами, страдающими близорукостью 6-8 диоптрий (с.84-89)
— Практический раздел зачётных требований к студентам специального медицинского отделения (с.94-95) и др.
— Методики массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи (с.41-42)

Книга красочно иллюстрирована.
Издание предназначено для широкого круга специалистов: тренеров, педагогов, учителей, специалистов физического воспитания, офтальмологов, школьных врачей и врачей, работающих со студентами.

Акимушкин В.М., Маргулис И.С. Основы тифлологии: Психолого-педагогические основы социально-трудовой адаптации инвалидов по зрению. — Киев: Радянська школа, 1980. – 128 с.

Тифлология – эти система наук, изучающих психолого-педагогические, социальные и технические проблемы слепоты и слабовидения.
В книге два больших раздела:

I — «Особенности познавательной деятельности лиц с нарушениями зрения», в котором рассматривается осязание предметов, как средство знакомства с миром; и знаков рельефно-точечного шрифта (система письма и чтения по Брайлю), как средства получения информации и фиксации своих впечатлений и знаний.
Благодаря осязанию, инвалиды по зрению приобщаются к богатствам человеческой культуры, приобретают веру в возможность полноценной жизни. На странице 30 обращают на себя внимание слова О.И. Скороходовой из предисловия к ее книге «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», которые приводят авторы: «Читатель может верить мне и не верить…, но знаниями и литературной речью я обязана чтению, чтению, и еще раз чтению книг, и в первую очередь художественной литературе. Спасение слепого, глухонемого и особенно слепоглухонемого в чтении. Как научить слепоглухонемого чтению и письму, — об этом пусть расскажут мои учителя, а я говорю только о том, что думаю о чтении, как о единственном средстве спасения слепоглухонемого, слепого, глухонемого».
И вторая особенность познавательной деятельности при дефектах зрения – слух, позволяющий ориентироваться в пространстве улиц и помещений.

II — раздел книги «Педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению» раскрывает учебно-воспитательный опыт трудового, физического и эстетического воспитания этой категории людей в деятельности украинского общества слепых.

Книга адресована не только работникам общества слепых, учителям и воспитателям школ для слепых и слабовидящих, студентам дефектологам, но и всем читателям, которых интересуют проблемы тифлологии.

Глушкова Е.К. Береги зрение. — М.: Медицина, 1987. – 48 с.

В брошюре рассказывается о строении органа зрения, факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на зрение, мерах профилактики близорукости – заболевания, которое может в значительной степени ограничить выбор профессии школьником.
Показано, какое значение в сохранении зрения имеют рациональная организация рабочего места, уровень его освещенности, правильная посадка, характер зрительной нагрузки и продолжительность занятий в течение дня. Школьники и родители, внимательно прочитавшие главу «Профилактика повреждения глаз» (с.41-48), смогут многое сделать для охраны зрения, а значит и для будущей жизни.
Брошюра предназначена для родителей и школьников средних и старших классов.

Читайте также:  Лечение врожденной близорукости у детей

Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. – 67 с.: 31 цв. табл.

Важное место в обучении слабовидящих детей чтению графических изображений отводится дифференцированному подходу к учащимся в зависимости от состояния их зрительной функции. В книге рассматривается методика обучения слабовидящих учащихся чтению рисунков (с.13), чертежей (с.17), схем (с.21), которая необходима для рационального использования зрения учащихся в учебно-воспитательном процессе школ слабовидящих.
Для исследования остроты зрения обычно применяются специальные таблицы (кольца Ландольта, оптотипы Б.Л. Поляка, рисунки для дошкольников). Определение цветоощущения производится по полихроматическим таблицам Е.Б. Рабкина, а также с помощью специальных приборов — аномалоскопов.
Представленные в пособии таблицы, «Видение-1» и методики работы с ними не заменяют существующие таблицы и методики для исследования зрительных функций у слабовидящих детей (центральное зрение, цветоощущение, периферическое зрение и др.).
Применение таблицы «Видение-1» предполагает знание учителями, воспитателями и родителями состояния зрительных функций у детей в динамике (например, до и после лечения; в начале и в конце учебного года).
Следует учитывать, что под влиянием различных факторов состояние зрительных функций может меняться при чрезмерной длительной нагрузке, общем переутомлении, низких уровнях освещения (с.31).
Для учителей и воспитателей

Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1973. — 159 с.: ил.

В предлагаемой вниманию учителя книге, делается первая попытка рассмотреть вопросы научно обоснованного обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы.
Главная задача книги – помочь учителю массовой школы повысить успеваемость и способствовать развитию умственных и физических способностей слабовидящих детей.
В книге освещаются основы обучения слабовидящих детей, даются некоторые данные, характеризующие клинические формы нарушения зрения и причины слабовидения. Читатели узнают об остроте центрального зрения, периферическом форменном и глубинном зрении, о цветоразличении, световой чувствительности глаз и их двигательных функциях (с.5-55).
Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения говорят о восприятии предметов и изображений, представлениях слабовидящих детей, произвольном запоминании и логической памяти, о некоторых особенностях мышления слабовидящих детей (с.5-80).
Дифференциальную психолого-педагогическую характеристику слабовидящих детей, обучающихся в массовой школе, анализ причин их неуспеваемости, направление в специальные школы раскрывает третья глава книги (с.80-99).
В книге представлены некоторые методы и принципы организации обучения (с.99-123), даются приёмы обучения слабовидящих детей предметам, требующим зрительной ориентации, а также особенности формирования географических представлений и понятий, занятия изобразительной деятельностью и их значение для развития наблюдательности и совершенствования зрительно-пространственных представлений (с.123-139).
В книге дан словарь специальных терминов (с.148-156).
Пособие предназначено для учителей массовых школ и может быть использовано воспитателями и школьными врачами.

Иванов В.В. Травмы глаз у детей. — М.: Медицина, 1983. — 24 с.: ил. — (Науч. — попул. мед. литература. Для матерей).

Из всех органов чувств человека наиболее важным является орган зрения. Зрение – это одно из основных средств и непременное условие почти всех видов человеческой деятельности. Потеря зрения приводит человека к тяжелой инвалидности и значительно усложняет его жизнь.
Данная брошюра знакомит читателей с видами глазных травм у детей, их причинами и последствиями. В ней также описаны мероприятия первой помощи и профилактики глазного травматизма.
Прочитав брошюру, читатель узнает как оказывать первую помощь при следующих состояниях: ожог глаз химическими веществами, термический ожог, попадание в глаз мелкого инородного тела, травмы глаз с обильным загрязнением, ранения век и окружающих глаз тканей лица (с.18-21).
Брошюра предназначена для матерей, но сведения, приведенные в ней интересны будут также широкому кругу читателей.

Литвак А.Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». — М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

Главная задача автора при работе над данным учебным пособием – отразить современное состояние одной из отраслей дефектологии – психологии слепых и слабовидящих, вооружить будущих тифлопедагогов тифлопсихологическими знаниями.
В пособии излагается история тифлопсихологии и приводятся методические рекомендации по ее использованию в обучении и воспитании слепых и слабовидящих детей (с.5-60).
На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, с гипертрофированными биологическими потребностями (пищевыми и сексуальными), дурными привычками, наличием отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера. В результате слепого представляли как человека абсолютно иного рода, нежели зрячего, а возможность развития и совершенствования его личности считали крайне ограниченными.
Во втором разделе книги «Личность и деятельность при дефектах зрения», на основе новых экспериментальных фактов автор доказывает, что при нормальном общении слепого ребёнка с широкой средой, формирование ядра личности протекает без каких бы то ни было отклонений. Иными словами, нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности (с.60-100).
Психические процессы, такие как ощущения слепых и слабовидящих, их восприятия, представления, пространственная ориентация, память, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера слепых описаны подробно в разделе книги «Психические процессы и состояния при слепоте и слабовидении» (с.100-207).
В конце каждой главы в книге приводятся вопросы и список рекомендуемой литературы. Книга рассчитана на студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.

Читайте также:  Почему нельзя рожать при близорукости

Пальтов А.Е. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха: Учеб. пособие. — М.: МГПИ, 1986. – 72 с.: ил.

Технические средства обучения (ТСО) дают возможность повысить эффективность обучения, уменьшить время изучения программного материала и облегчить процесс обучения на каждом этапе развития детей с тяжёлыми аномалиями зрениями и слуха.
Книга небольшая по объёму, но достаточно подробно знакомит с:
— тактильным восприятием и тактильными дисплеями (глава 1)
— зрительным восприятием и визуальными дисплеями (глава 2)
— устройствами для передачи информации детям с тяжёлыми поражениями зрения и слуха (глава 3)
В ней подробно описаны различные группы ТСО, составляющих «Систему технических средств для обучения детей с тяжёлыми поражениями зрения и слуха» (глава 4):
— полисенсорное устройство для ранней диагностики состояния слуха и зрения
— экранные технические средства
— технические средства для обучения детей с тяжёлыми поражениями зрения и слуха рельефно-точечному шрифту
— устройства, обеспечивающие создание учебных пособий в условиях школы
— техническое оснащение физического воспитания
Книга содержит список литературы из 45 наименований (с.67-69) и предназначена для медиков и педагогов.

Источник

ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ БЛИЗОРУКОСТИ

Казначеева Регина Владимировна

Студент 1 курса, кафедра экономики, ОГИМ, г. Оренбург

E-mailhegine.d@mail.ru

Бровиков Дмитрий Владимирович

научный руководитель, ст. преподаватель ОГИМ г. Оренбург, мастер спорта России по вольной борьбе

Как известно, жизнь человека — невозможна без органов чувств. Ведь благодаря им мы познаем мир. Самым важным из органов чувств является зрение. Ученые доказали, что 95 % сведений о мире мы получаем благодаря зрению. Слабое зрение лишает человека полноты сведений о мире.

Одной из болезней глаз является близорукость. Значительно возросло в последнее время число людей страдающих этим недугом. Люди в очках стали неотъемлемой частью современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукости подвержены в основном молодое население страны. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2 % и более. У студентов вузов этот процент ещё выше.

Близорукость — это доставляющий неприятности изъян человека. Неприятности состоят в том, что человек страдающий близорукостью не может видеть четко предметы, которые находятся на некотором расстоянии от глаз. Ученые доказали, что близорукость в большинстве случаев является приобретенной. Ее приобретаю чаще всего дети в начальной школе и работники чей рабочий день состоит из работы за компьютером. К сожалению это изъян нельзя считать безобидным. И требует срочного лечения, что б это не привело к полной потере зрения.

Близорукость так же страшна увеличением глазного яблока, вследствие этого происходит стяжение его оболочек. Эти симптомы страшны для сетчатки и сосудистой оболочки. Питание сетчатки нарушается, за счет этого происходит отслоение сетчатки, это может привести к ужасным последствиям — к слепоте.

Исследования близорукости и ее происхождения, помогли выработать специальные упражнения и допустимые нагрузки для людей страдающих этим недугом. Ученые доказали, что студенты со сниженной физической активностью страдают плохой памятью и сниженной умственной активностью. В настоящее время в студенческую программу физического воспитания включают общеразвивающие игры, специальные упражнения и упражнения направленные на развитие и укрепление мышц глаза.

В последнее время возрос интерес молодых людей к спорту. Основную массу из них представляют собой дети и подростки. Нужно учитывать, факт того что многие из числа молодых людей близоруки. Для них нужно подбирать индивидуальные формы занятий и нагрузки.

Важное условие занятий близоруких спортом, является врачебный контроль и соблюдение положенных нагрузок. Лечебные занятия спортом могут повлиять на стабилизацию зрения, а в некоторых случаях и восстановлению его. Существует еще и вероятность того, что зрение может ухудшиться после нагрузок. Это зависит от выбора спортивных нагрузок и степени близорукости.

Врачи часто рекомендуют заниматься спортом при не прогрессирующей близорукости. Рекомендуется снимать очки на время занятий спортом, если это позволяет зрение. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. Тогда рекомендуют надевать линзы, которые одеваются на глазное яблоко. Занятия спортом, связанным с большими нагрузками и подниманием тяжестей, запрещается при прогрессирующей близорукости. Если же в процессе занятий близорукость прогрессирует, то спортсмену рекомендуют прекратить занятия или значительно снизить нагрузки. Хотя как показывают многие исследования, занятия спортом помогают стабилизировать зрение и повысить общее физическое состояние молодых людей. Спортивные игры, туризм в большей степень влияют на физическое состояние детей и подростков.

Читайте также:  Какие бывают контактные линзы при близорукости

Лечебная физкультура при близорукости

Комплекс физкультуры для близоруких включает в себя, как общеразвивающие так и специальные упражнения для глаз. Известно, что у близоруких нарушение осанки, искривление позвоночника. Большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и дыхательным. Эти упражнения можно выполнять и дома, но обязательно под наблюдением родителей. Для этого нужно родителям изучить методический материал и следить за нагрузками ребенка. Чем раньше начнет тренировки человек тем лучше и быстрей будет результат.

Минимальный курс занятий этими упражнениями 3 месяца. Уместней будет разделить этот курс на 2,подготовительный и основной (тренажерный).

Желательно время подготовительного периода 12—15 дней.

Задачами этого периода являются:

1.  общее укрепление организма;

2.  адаптация к физической нагрузке;

3.  активизация функций дыхательной и сердечнососудистой систем;

4.  улучшение осанки;

5.  укрепление мышечно-связочного аппарата;

6.  повышение эмоционального состояния.

Занятия лечебной физкультурой

Молодым людям, страдающим близорукостью, рекомендуется заниматься лечебными упражнениями по физкультуре. Лечебные занятия способствуют стабилизации зрения и улучшению его.

Ориентировочный комплекс упражнений лечебной гимнастики:

1.  Исходное положение — стоя, кисти на затылке. 1—2-поднять руки вверх, прогнуться, 3—4 вернуться в исходное положение. Повторить 3—4 раза.

2.  Исходное положение — стоя или сидя. Медленные круговые движения головой. По 8 раз в каждом направлении.

3.  В течении 1 минуты самомассаж затылка.

4.  Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40—45 сек.

5.  Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами па глазные яблоки в течение 25—30 сек.

6.  Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1—2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.

7.  Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30—35 сек.

8.  Выполнять быстрые моргания в течение 15—20 сек.

9.  Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.

Физическая культура для студентов с близорукостью.

Главное значение в физическом развитии студентов, является занятия физической культурой в ВУЗах.

Обязательные занятия студентов физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

Студенты с остротой зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр занимаются в подготовительной группе. В этой группе исключены участия в соревнованиях.

Студенты с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Для студентов находящихся в специальной группе разработаны специальные лечебные занятия.

Спортивные игры с мячом очень важны. При игре в волейбол, баскетбол, теннис очень полезно переключение зрения с близкого расстояния на далекое и обратно. Эти игры способствую профилактики прогрессирования и аккомодации близорукости, стабилизации зрения и улучшению его.

В занятиях нужно исключить прыжки с высоты более 1,5 м., упражнения которые требуют большую и продолжительную физическую нагрузку.

В отличии от студентов основной медицинской группы у студентов подготовительной группы должна быть ниже степень нервно-мышечного напряжения и нагрузка в общем при занятиях физической культурой.

Студенты занимающиеся в подготовительной группе так же должны заниматься самостоятельными занятиями, которые включают в себя упражнения для мышц глаза.

В специальной группе должны заниматься студенты с высокой степенью близорукости. Для их занятий практикуются такие формы занятий:

1. самостоятельные и обязательные занятия;

2. самостоятельные занятия должны включать в себя: упражнения по укреплению мышц глаз, закаливание организма, дыхательные упражнения, упражнения для укрепления мышц спины. Ко всему перечисленное еще и занятия лечебной гимнастикой.

Активный образ жизни, занятия спортом улучшают физическое состояние молодых людей. Повышает их сопротивляемость к болезням, но для людей страдающих близорукостью занятия физическими упражнения составляют некоторые затруднения. Специально для таких людей были разработаны лечебные занятия.

Хотя каждый должен сам контролировать нагрузки, уменьшать их или увеличивать в зависимости от самочувствия.

Заболевание глаз, такое как близорукость, возникает и прогрессирует у молодых людей, которые не соблюдают зрительный режим. Ослабления зрения способствует острым хроническим и респираторным и инфекционным заболеваниям.

Укрепляют организм и восстанавливают его после болезни — физические упражнения и спорт. Физические упражнения помогают организму в любом возрасте. Студенты, страдающие близорукостью, должны помимо занятий физической культурой, заниматься самостоятельной подготовкой и укреплять мышцы глаз.

Заболевания глаз должны волновать не только медиков, но и самих людей. Зрение каждого из нас зависит от нас самих. Ведь одно из самых главных органов чувств человека — это зрение. Без него мы не сможем полно познавать мир.

Список литературы:

  1. Аветисов Э.С. Близорукость/Под общ. ред. Э.С. Аветисова. — 2-е изд., перераб. И доп. — М., 2002. — 284 с.
  2. Глазные болезни: Учебник/Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. — М.: Медицина — 2000 г — 448 с.
  3. Физкультура при близорукости/ Под ред. Анисимова, Москва — 2003 г

Источник