Астигматизм у детей ограничения на физкультуре

Астигматизм – это типичное заболевание глаз, при котором невозможна абсолютная фокусировка зрения в фокальной плоскости. Попробуем разобраться в особенностях астигматического поражения, в допусках к занятию спортом и ответим на вопрос — совместим ли астигматизм и армия.

берут ли в армию с астигматизмом

Симптомы астигматизма

Нельзя выделить типичные симптомы, которые говорили бы о стопроцентном наличии астигматизма. Ранние стадии протекания болезни характеризуются возникновением небольших замутнений, быстрой усталостью глаз. Кроме того, из-за постоянного напряжения глазного аппарата могут возникать периодические сильные головные боли очагового характера. Иногда боли становятся хроническими при минимальной попытке сфокусировать зрение прищуриванием.

По виду этимологии заболевание подразделяется на:

  • Роговичное. С поражением и истощением роговичной оболочки.
  • Хрусталиковое. С возникновением аномальных особенностей хрусталика под воздействием внешних факторов или врожденное.

Различные степени астигматизма

В настоящее время офтальмологами выделяет три степени заболевания:

  • Слабая степень с поражением до 3-х диоптрий;
  • Средняя степень с поражением от 3-х до 6-ти диоптрий;
  • Высокая степень более 6-ти диоптрий.

Происхождение

  • Врожденный астигматизм — проявляется сразу же после формирования зрения, на третий-четвертый день после родов. Характеризуется поражением не более 0,7 диоптрий. Такой астигматизм вызван аномальным развитием глазного аппарата при внутриутробном развитии. Причиной может быть нездоровый образ жизни беременной женщины.
  • Приобретенный астигматизм – проявляется с течением жизнедеятельности под воздействием очень большого числа факторов.

проверка зрения в армии

Профилактика

Прежде всего, необходимо очень тщательно относиться к здоровью всего организма, а также снизить все возможные и нежелательные воздействия на глаза. Нагрузки на глаза необходимо правильно чередовать, распределять и снижать их воздействие с помощью специальных упражнений. Абсолютно недопустимо травмирование глаз. Кроме того поражения головного мозга, даже незначительные, могут привести к ухудшению зрения в дальнейшем.

Нежелательно употребление алкоголя, наркотиков и курения. Табакокурение вызывает дистрофию сети тонких капилляров глаза. Это нарушает обменные процессы и вызывает эффект «виноградной лозы» — закупоривание сосудов сгустками мертвых эритроцитов.

Астигматизм и служба в армии

По астигматизму имеется четкое расписание категорий. Категории выявляются при медицинском осмотре в военкомате и подразделяются на:

  • «A» – полная пригодность для службы в рядах РА.
  • «B» – пригодность со списком допустимых минимальных ограничений.
  • «C» – пригоден с расширенным списком ограничений.
  • «D» – непригоден с возможной пригодностью в будущем до истечения призывного возраста.
  • «E» – полная непригодность к службе в рядах РА.

Кроме того, существуют ограничения по заболеваниям глаз, которые возникли в следствии стигматизма, поражениях роговицы, невозможности четкого формирования зрительного образа, при детских и постродовых травмах.

астигматизм и армия

Освобождение по близорукости

Как правило, миопическая близорукость является основным критерием по освобождению от службы в армии. Это поражение не допускает ряд тех функций, которые предписываются на солдатских или офицерских должностях. Но следует отметить, что прохождение альтернативной или волонтерской службы в армии допускается при поражении до 10 диоптрий с ношением очков.

Астигматизм и спорт

Существуют различные виды спорта, известно, что игра в шашки и шахматы тоже является спортом. Но акцент будет сделан именно на физические и контактные виды спорта.

При сильном поражении глаз от 5 и более диоптрий занятия спортом должны быть ограничены и строго дозированы. Любое перенапряжение будет вести к ухудшению зрения, так как приводит к ослаблению сети капилляров и глазного пучка нервов. Малейшее напряжение может привести к поражению сосудистой ткани и небольшим излияниям в склере глаза.

При занятиях боксом и других контактных видах спорта происходят нагрузки на глаза вибрационным и ударным воздействием. Это даже для человека со здоровым зрением является вредным и в конечном итоге станет причиной астигматизма. Человеку с развитым или прогрессирующим астигматизмом следует воздержаться от таких спортивных мероприятий даже с применением защиты.

можно ли при астигматизме заниматься спортом

Коррекция астигматизма для занятий спортом и армии

На сегодняшний день есть эффективные и действенные методы по исправлению астигматизма у людей всех возрастных категорий. Самые популярные из них:

  • Коррекция с помощью контактных линз.
  • Лазерная операция. После проведения операции необходимо некоторое воздержание от физических нагрузок. Но они становятся возможными после окончания этого «восстановительного» периода.

Таким образом, получен ответ на опрос о возможностях службы в армии или занятиях спортом при астигматизме. Грамотный подход в лечении и профилактические мероприятия позволят сохранить свое зрение до глубокой старости, и при этом вести активный образ жизни.

Источник

Астигматизм – это клинический диагноз, основная симптоматика которого заключается в искажении четкости зрения за счет патологических нарушений формы глаза, роговицы или хрусталика.

Этот дефект наблюдается у детей от 0 до 18 лет, что говорит в пользу наследственного характера заболевания, но не исключены и другие причины.

Важно сразу распознать болезнь и начать проводить лечебные мероприятия. В детском возрасте проще скорректировать зрительные патологии, так как у ребенка только формируется иммунитет, а организм наиболее устойчив и пластичен к изменениям.

Что это такое

Астигматизм – это патологическое нарушение остроты зрения, которое выражает себя в неправильном, нечетком восприятии изображений и предметов.

Человек видит элементы окружающей действительности размыто, искаженно, что оказывает дополнительную нагрузку на мозговой центр.

В результате деформаций роговицы, хрусталика изображение фокусируется на сетчатке глаза неправильно.

В идеале световые лучи соединяются в самом центре сетчатки (макула), что порождает ясность и четкость восприятия.

В случае этого диагноза происходит расфокусирование, а воспроизводимая зрением картинка соединяется на оболочке глаза в нескольких точках.

Астигматизм у взрослых и детей офтальмологи не рассматривают, как отдельное заболевание, но по МКБ-10 ему присвоен код H52.2.

Патология у каждого ребенка развивается по-разному, поэтому выделяют несколько ее форм:

  • простая (гиперметропического и миопического типа);
  • сложная (гиперметропического и миопического типа);
  • смешанная.

Зрительное восприятие осуществляется двумя меридианами (горизонтальным и вертикальным), если представить один глаз, как полукруглую сферу в 180 градусов. В одном из них — наибольшая сила преломления, а в другом — наименьшая.

Благодаря специфике и расположению меридианов определяется тип болезни у конкретного ребенка.

Простой астигматизм означает наличие гиперметропии и/или миопии (дальнозоркости/близорукости) только в одном меридиане глаз, а в другом патологии нет.

Сложный тип – преобладание одной только миопии или гиперметропии в каждом меридиане.

Смешанная форма — это разное комбинирование гиперметропии и миопии в каждом меридиане.

В медицинском сообществе заболевание классифицируют и по другим признакам.

Астигматизм по расположению меридианов:

Прямая форма подразумевает усиление преломляющей силы в вертикальном меридиане, а обратная — наоборот. Чаще всего у детей при астигматизме наблюдается прямое нарушение рефракции зрения.

Чтобы скорректировать патологию, необходимо правильно распознать ее вид, определить величину искажения зрения. В последнем случае есть 3 степени выраженности заболевания:

  • до 3 диоптрий (слабая);
  • от 3 до 6 диоптрий (средняя);
  • больше 6 диоптрий (высокая).

В сочетании с дальнозоркостью

Астигматизм часто сочетается с миопией (близорукостью) и гиперметропией (дальнозоркостью). У маленьких детей чаще диагностируется последняя форма.

Дальнозоркий тип болезни – это наличие в одном или во всех меридианах глаз очагов гиперметропии. Симптоматически этот вид патологии мало отличается от миопической рефракции.

Причина болезни — в наследственном факторе (97% случаев), но в редких ситуациях наблюдается приобретенная форма. Патология передается по наследству напрямую и через поколение.

Читайте также:  Комплекс упражнений бейтса астигматизм

Если у ближайших родственников (мать, отец, бабушка, дедушка, тетя, дядя) имеется в анамнезе такой дефект зрения, то велик шанс, что через какое-то время он появится и у «маленького родственника». Коррекция болезни возможна с помощью специальных цилиндрических очков, контактных линз и хирургической операции.

Причины болезни глаз у ребенка

Главная причина астигматизма у детей любого возраста – наследственность, но возможно развитие болезни в результате травм глаз и головы, ожогов, хирургических вмешательств, других заболеваний, нарушений и аномалий зубочелюстной системы.

Чаще всего у человека уже есть врожденная деформация роговицы или хрусталика. Симптоматика может проявиться как в раннем, так и в более старшем возрасте под воздействием различных факторов. Неизвестно точно, когда болезнь себя проявит.

Любой человек рождается с неидеальной формой роговицы, но астигматизм до 0,5 диоптрий не нуждается в лечении, так как не вызывает серьезной симптоматики.

Новорожденный малыш до 24 недель видит окружающий мир нечетко и размыто, а потом зрение резко восстанавливается. Это физиологическая норма.

Если адаптация глаз грудничка произошла неправильно, то требуется коррекция зрения.

При астигматизме у ребенка 10 лет и старше провоцирующими факторами, помимо наследственности, являются сахарный диабет, гипертоническая болезнь.

Иногда факт врожденной дальнозоркости и наличие диагноза «кератоконус» предопределяют дальнейшую манифестацию рефракции.

Симптомы и признаки болезни у ребенка, которому 2, 3, 4 года и старше

Симптоматика патологии достаточно яркая и четкая. Как у ребенка, так и у взрослого человека обычно наблюдаются следующие клинические признаки:

  • двоение в глазах;
  • нечеткость и размытость изображения;
  • боль и жжение в веках;
  • нарушение зрения (близорукость, дальнозоркость);
  • головная боль;
  • быстрая утомляемость глаз;
  • ощущение «песка» в конъюнктивальном мешке.

В зависимости от формы и степени астигматизма симптомы проявляются по-разному. У ребенка, которому 1-2 года, распознать астигматизм практически невозможно, так как малыш не может сказать и объяснить, как он зрительно воспринимает окружающие предметы.

Если у ближайших родственников есть проблемы со зрением, то для профилактики необходимо посетить детского офтальмолога.

В остальных же случаях нужно тщательно наблюдать за поведением малыша. Взрослые дети осмысленно отвечают на вопросы о своем здоровье, поэтому детальные расспросы помогут понять общую клиническую картину заболевания.

Как распознать астигматизм, если ребенку 5, 6, 7, 8 и 9 лет? Если в возрасте старше 2-3 лет пациент путает буквы, не видит ближайшие строчки, постоянно прищуривается при чтении или просмотре телевизора, компьютера, наклоняет голову, оттягивает или трет глаза, жалуется на головную боль или неприятные ощущения в веках, в ближайшее время нужно посетить офтальмолога.

Диагностика и лечение детской патологии

Клинический диагноз (астигматизм) не ставится «на словах», так как для его выявления требуется детальное исследование и консультация офтальмолога. Стандарт диагностики:

  • визометрия с помощью специальных таблиц;
  • исследование глазного дна;
  • биомикроскопия глаза;
  • рефрактометрия;
  • офтальмометрия;
  • измерение глазного давления.

Только по результатам тщательного исследования можно установить вид и форму болезни, степень поражения век. Это необходимо для определения правильной тактики лечения, которая стандартна для всех пациентов и включает следующие мероприятия:

  • лечебная гимнастика для глаз;
  • витаминотерапия;
  • ношение специальных очков или контактных линз;
  • хирургическое вмешательство (крайние случаи).

Если в раннем детстве астигматизм составляет 0,5-1 диоптрии, то для коррекции зрения подойдет лечебная гимнастика и витаминотерапия.

В возрасте старше 3 лет и при значительной степени развития болезни требуется подбор специальных очков с цилиндрической оптикой.

До этого момента офтальмолог полностью обследует пациента, так как очки должны соответствовать форме и степени патологии, иметь определенное количество диоптрий, цилиндров и отвечать требованиям расположения оси.

Если поражен только правый или только левый глаз, то один окуляр изготавливают цилиндрическим, а другой — из обычного стекла. Пациенты обязаны носить их постоянно, а на ночь снимать.

Процесс адаптации к очковой коррекции не всегда приятен поэтому детям необходимо время, чтобы освоиться. Обо всех неприятных или болезненных ощущениях нужно сразу же сообщать врачу, который поменяет очки.

Контактные линзы назначают пациентам с 10 лет. Они имеют тот же лечебный эффект, что и очковая коррекция. Однако, необходимо тщательно соблюдать гигиенические меры по их хранению и ношению, так как существует высокая вероятность глазного инфицирования.

Хирургические операции по исправлению астигматизма (лазерная и оптическая коррекция, ленсэктомия) не проводят пациентам до 18 лет, но возможны и ииндивидуальные исключения.

Хирургия — самый лучший метод лечения глазных болезней в отличие от очков и линз, которые не обладают 100% целебным эффектом.

В то же время до периода совершеннолетия необходимо стабилизировать зрение и не допускать развития патологии.

Смотрите видео о том, как выбрать ребенку очки при астигматизме:

Образ жизни

Этот дефект зрения не предполагает какого-то особого и ограничительного образа жизни, кроме соблюдения нескольких общих рекомендаций:

  • Не напрягать значительным образом глаза (чтение в темноте, длительная работа за компьютером).
  • Не допускать попадания в глаза песка, пыли, вредных химических веществ, ультрафиолетовых лучей.
  • Делать гимнастику для глаз, комбинировать умственную и физическую активность.
  • Получать полноценное питание, насыщенное витаминами и минералами.
  • Высыпаться (7-8 часов сна в сутки обязательны).
  • Контролировать и лечить заболевания, спровоцировавшие астигматизм (сахарный диабет, гипертоническая болезнь, глазные инфекции).

Это несложные мероприятия, которые полезно соблюдать детям и взрослым. Особо острым является вопрос возможности занятий спортом.

Можно ли ребенку с астигматизмом заниматься спортом? Астигматизм никак не ограничивает детей в активной спортивной деятельности, но все зависит от степени патологии.

При слабой форме астигматизма у детей никаких ограничений и противопоказаний не существует, но при сильной степени поражения глаз (больше 6 диоптрий) уже нельзя полноценно заниматься спортом, поэтому врачи выписывают от физкультуры полное освобождение.

В качестве альтернативы можно ограничиться игрой в шахматы, шашки.

При средней рефракции спорт тоже не противопоказан, но необходимо заранее проконсультироваться с офтальмологом, потому что возможны ограничения на отдельные типы нагрузок (фигурное катание, легкая/тяжелая атлетика, хоккей, футбол). Чаще подобный диагноз не мешает заниматься физической активностью.

Прогноз и меры профилактики

Прогноз заболевания зависит от степени, формы болезни, коррекционных мер, проведенных для исправления дефекта. Чаще всего он относительно благоприятный.

Если никаких лечебных мероприятий не предпринималось, то возможно развитие сильной близорукости, дальнозоркости, косоглазия, амблиопии.

Во многих случаях астигматизм только еще больше прогрессирует. Очковая и линзовая коррекция полноценно не поможет детям старше 12-13 лет. Их функция — стабилизация зрения. Вылечить болезнь такими методами нельзя, но можно только остановить ее прогрессирование.

Астигматизм чаще всего передается по наследству, поэтому 100% предотвратить его невозможно, но врачи все равно рекомендуют придерживаться профилактических мер:

  • Регулярно посещать детского офтальмолога (раз в полгода-год) и проверять зрение.
  • Делать лечебную гимнастику и принимать детские витаминные комплексы для глаз.
  • Употреблять продукты, богатые витамином E, А, B2, С.
  • Ограничивать время работы за компьютером.
  • Не травмировать глаза и не смотреть долго на солнце.
  • Избегать инфекционных заболеваний век и своевременно лечить офтальмологические патологии.
Читайте также:  Что такое астигматизм это косоглазие

Даже полное соблюдение всех мер профилактики не гарантирует, что в будущем астигматизм не проявится.

Детский астигматизм – патология, часто встречающаяся в клинической практике.

Основная причина появления – наследственность, но в редких случаях возможны другие факторы. На биологическом уровне это нарушение сферичности роговицы и деформирование хрусталика, что приводит к искажению зрительного восприятия.

Ребенок начинает видеть предметы и вещи нечетко, размыто, а глаза быстро устают от незначительной нагрузки.

К лечению нужно приступать сразу: своевременная коррекция зрения – залог дальнейшего выздоровления.

Если исправление офтальмологического дефекта начато в раннем детском возрасте, то к 12-13 годам можно полностью избавиться от симптоматики болезни.

Больше информации о заболевании в этом видео:

Источник

Áëèçîðóêîñòü (ìèîïèÿ) è àñòèãìàòèçì êàê çàáîëåâàíèÿ çðåíèÿ. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòîì. Ïðèìåíåíèå ËÔÊ ïðè ìèîïèè. Ïðîôèëàêòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ. Ôèçêóëüòóðà ïðè ñëàáîé, ñðåäíåé è âûñîêîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

2

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

Ðîñòîâñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Ýêîíîìè÷åñêèé Óíèâåðñèòåò «ÐÈÍÕ»

Ðåôåðàò ïî ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå íà òåìó:

«Ôèçêóëüòóðà ïðè ìèîïèè è àñòèãìàòèçìå»

Ðîñòîâ-íà-Äîíó2008

Ñîäåðæàíèå

1. Çàáîëåâàíè充…………………………………………………….3

2. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ………………….5

3. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòî셅……………………………7

4. Êîìïëåêñ óïðàæíåíè酅……………………………………….13

5. Ñïèñîê ëèòåðàòóðû…………………………………………….…17

1. Çàáîëåâàíèå

Áëèçîðóêîñòü, èëè Ìèîïèÿ — ýòî äåôåêò (àíîìàëèÿ ðåôðàêöèè) çðåíèÿ, ïðè êîòîðîì èçîáðàæåíèå ïàäàåò íå íà ñåò÷àòêó ãëàçà, à ïåðåä íåé èç-çà òîãî, ÷òî ãëàç ñëèøêîì ñèëüíî ôîêóñèðóåò (îòíîñèòåëüíî äàííîãî ïåðåäíå-çàäíåãî ðàçìåðà ãëàçíîãî ÿáëîêà). ×åëîâåê ïðè ýòîì õîðîøî âèäèò âáëèçè, íî ïëîõî âèäèò âäàëü è äîëæåí ïîëüçîâàòüñÿ î÷êàìè/ëèíçàìè ñ ìèíóñîâûìè äèîïòðèÿìè.

 ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñîïðîâîæäàåòñÿ óâåëè÷åíèåì ïåðåäíå-çàäíåãî ðàçìåðà ãëàçíîãî ÿáëîêà. Òàê êàê äàííàÿ ìèîïèÿ íå ÿâëÿåòñÿ «êëàññè÷åñêîé» áîëåçíüþ (ñêîðåå ìåõàíèçìîì àäàïòàöèè), òî è íå ñóùåñòâóåò ñïîñîáîâ ëå÷åíèÿ áëèçîðóêîñòè. Ïðîáëåìà ðåøàåòñÿ ñ ïîìîùüþ ðàçëè÷íûõ âèäîâ êîððåêöèè.

Ðèñ.1 Êîððåêöèÿ ìèîïèè ïðè ïîìîùè äâîÿêîâîãíóòîé ëèíçû

Àñòèãìàòèçì — äåôåêò çðåíèÿ, ñâÿçàííûé ñ íàðóøåíèåì ôîðìû õðóñòàëèêà èëè ðîãîâèöû, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ÷åëîâåê òåðÿåò ñïîñîáíîñòü ê ÷¸òêîìó âèäåíèþ. Îïòè÷åñêèìè ëèíçàìè ñôåðè÷åñêîé ôîðìû äåôåêò íå êîìïåíñèðóåòñÿ.

Ïðè àñòèãìàòèçìå íàðóøåíèå ðàâíîìåðíîé êðèâèçíû ðîãîâîé îáîëî÷êè ãëàçà ïðèâîäèò ê èñêàæåíèþ çðåíèÿ. Ñâåòîâûå ëó÷è íå ñõîäÿòñÿ â îäíîé òî÷êå íà ñåò÷àòêå, êàê ýòî ïðîèñõîäèò â íîðìàëüíîì ãëàçó, â ðåçóëüòàòå èçîáðàæåíèå ôîðìèðóåòñÿ â äâóõ ðàçíûõ ìåñòàõ âäîëü çðèòåëüíîé îñè.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ èçîáðàæåíèå âåðòèêàëüíûõ ëèíèé ìîæåò êàçàòüñÿ íå÷¸òêèì, â äðóãèõ ãîðèçîíòàëüíûå èëè äèàãîíàëüíûå ëèíèè âûÿâÿòñÿ âíå çîíû ôîêóñèðîâêè. Àñòèãìàòèçì ÷àñòî ðàçâèâàåòñÿ â ðàííåì âîçðàñòå (îáû÷íî âìåñòå ñ äàëüíîçîðêîñòüþ è áëèçîðóêîñòüþ) è îáû÷íî ñôîðìèðîâûâàåòñÿ óæå ïîñëå ïåðâûõ ëåò æèçíè.

Ñèìïòîìàìè àñòèãìàòèçìà ÿâëÿåòñÿ ïîíèæåíèå çðåíèÿ, èíîãäà âèäåíèå ïðåäìåòîâ èñêðèâëåííûìè, áûñòðîå óòîìëåíèå ãëàç ïðè ðàáîòå, ãîëîâíàÿ áîëü. Ïðè îäíîì èç ñïîñîáîâ îêîí÷àòåëüíîå ïîäòâåðæäåíèå ïîëó÷àþò ïîñëå ðàñøèðåíèÿ çðà÷êîâ ðàñòâîðîì àòðîïèíà è ïðîâåäåíèÿ ñêèàñêîïèè (òåíåâîé ïðîáû).

Àñòèãìàòèçì ëåãêî äèàãíîñòèðîâàòü, ðàññìàòðèâàÿ îäíèì ãëàçîì ëèñò áóìàãè ñ ò¸ìíûìè ïàðàëëåëüíûìè ëèíèÿìè — âðàùàÿ òàêîé ëèñò, àñòèãìàòèê çàìåòèò, ÷òî ò¸ìíûå ëèíèè òî ðàçìûâàþòñÿ, òî ñòàíîâÿòñÿ ÷¸ò÷å.

Ó áîëüøèíñòâà ëþäåé âñòðå÷àåòñÿ âðîæä¸ííûé àñòèãìàòèçì äî 0.5 äèîïòðèé, íå ïðèíîñÿùèé äèñêîìôîðòà.

Äàííûé äåôåêò êîìïåíñèðóåòñÿ î÷êàìè ñ öèëèíäðè÷åñêèìè ëèíçàìè, èìåþùèìè ðàçëè÷íóþ êðèâèçíó ïî ãîðèçîíòàëè è âåðòèêàëè.

×àùå âñåãî àñòèãìàòèçì ñî÷åòàåòñÿ ñ áëèçîðóêîñòüþ èëè äàëüíîçîðêîñòüþ, ïîýòîìó äëÿ åãî êîìïåíñàöèè òðåáóþòñÿ ñôåðîöèëèíäðè÷åñêèå ëèíçû. Òàêèå ëèíçû èç ñòåêëà ãîðàçäî äîðîæå îáû÷íûõ ñôåðè÷åñêèõ, è ïîòîìó äî ïîÿâëåíèÿ ïëàñòìàññîâûõ ëèíç êîìïåíñèðîâàòü àñòèãìàòèçì áûëî òðóäíî.

Ëàçåðíûé êåðàòîìèëåç — êîìáèíèðîâàííàÿ ëàçåðíî-õèðóðãè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ ïî êîððåêöèè áëèçîðóêîñòè (äàëüíîçîðêîñòè, àñòèãìàòèçìà). Îïåðàöèÿ ÿâëÿåòñÿ ñàìîé âûñîêîòåõíîëîãè÷íîé è íàèáîëåå êîìôîðòíîé äëÿ ïàöèåíòà, òàê êàê ïîçâîëÿåò â êîðîòêèå ñðîêè è áåç áîëè âåðíóòü ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîå çðåíèå áåç î÷êîâ è êîíòàêòíûõ ëèíç. Êîððåêöèÿ áëèçîðóêîñòè, äàëüíîçîðêîñòè â ïðåäåëàõ ?26,0D äî +10,0D è âñåõ âèäîâ àñòèãìàòèçìà ëþáîé ñëîæíîñòè ïðîâîäèòñÿ ïîä êîìïüþòåðíûì êîíòðîëåì.

2. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ

Òàáëèöà 1 Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ ñïîðòà

Âèä ñïîðòà

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ â çàâèñèìîñòè

îò ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè è ñîñòîÿíèÿ ãëàç

Ðåêîìåíäàöèè ïî èñïîëüçîâàíèþ îïòè÷åñêîé êîððåêöèè

Áîêñ

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Áîðüáà

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Òÿæ¸ëàÿ

àòëåòèêà

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè

Âåëîãîíêà íà òðåêå

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ãèìíàñòèêà ñïîðòèâíàÿ

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé

Áåç êîððåêöèè

Ãèìíàñòèêà õóäîæåñòâåííàÿ

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êàê ïðàâèëî, áåç î÷êîâ. Ïðè çíà÷èòåëüíîì ïîíèæåíèè çðåíèÿ — êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñòðåëüáà ñòåíäîâàÿ, ïóëåâàÿ, èç ëóêà

ïðè áëèçîðóêîñòè áîëåå — 8 äèîïòðèé

Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñîâðåìåííîå ïÿòèáîðüå

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Êîííûé ñïîðò

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Ôåõòîâàíèå

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ïëàâàíèå

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Áåç êîððåêöèè

Âîäíîå ïîëî

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè èëè êîððåêöèÿ êîíòàêòíûìè ëèíçàìè

Ïðûæêè â âîäó

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Ãðåáíîé ñïîðò

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Î÷êîâàÿ êîððåêöèÿ

Ïàðóñíûé ñïîðò

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Áåç êîððåêöèè

Ëûæíûå ãîíêè

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ

Áèàòëîí

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ãîðíîëûæíûé ñïîðò

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Ïðûæêè íà ëûæàõ ñ òðàìïëèíà

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Ëûæíîå äâîåáîðüå

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Ñêîðîñòíîé áåã íà êîíüêàõ

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ôèãóðíîå êàòàíèå

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñïîðòèâíàÿ õîäüáà

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Áåã íà êîðîòêèå äèñòàíöèè

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Áåã íà ñðåäíèå è äëèííûå äèñòàíöèè

òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Ìåòàíèÿ

ïðè âûñîêîé è îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ïðûæêè

ïðè âûñîêîé è îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè

Âîëåéáîë, áàñêåòáîë

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸

Ôóòáîë,

ðó÷íîé ìÿ÷

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Õîêêåé

ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Òåííèñ: áîëüøîé, íàñòîëüíûé, áàäìèíòîí

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ñàííûé ñïîðò

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Ìîòîñïîðò

ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè

Áåç êîððåêöèè

Ãîðîäêè

ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå

Ëþáàÿ êîððåêöèÿ

Читайте также:  Проверить на астигматизм онлайн

3. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòîì

Íåïðåìåííîå óñëîâèå äëÿ çàíÿòèé ñïîðòîì áëèçîðóêèõ — ýòî ÷åòêîå îïðåäåëåíèå ïðîòèâîïîêàçàíèé, ñèñòåìàòè÷åñêèé âðà÷åáíûé êîíòðîëü çà ñîñòîÿíèåì îðãàíà çðåíèÿ. Ñïîðòèâíûå çàíÿòèÿ ìîãóò áëàãîòâîðíî âëèÿòü íà ñîñòîÿíèå ãëàç ïðè áëèçîðóêîñòè è ñïîñîáñòâîâàòü åå ñòàáèëèçàöèè, íî ìîãóò îêàçàòü è âåñüìà íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå íà îðãàí çðåíèÿ è ïðèâåñòè ê îñëîæíåíèÿì. Âñå çàâèñèò îò ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè, à òàêæå îò ñïåöèôèêè èçáðàííîãî âèäà ñïîðòà è äîçèðîâêè ñïîðòèâíûõ íàãðóçîê.

Ïðè íå îñëîæíåííîé, ñòàöèîíàðíîé (ò.å. íå ïðîãðåññèðóþùåé) áëèçîðóêîñòè ìîæíî è ïîëåçíî çàíèìàòüñÿ íåêîòîðûìè âèäàìè ñïîðòà. Åñëè çàíÿòèÿ íåñîâìåñòèìû ñ íîøåíèåì î÷êîâ è âîçìîæíû áåç îïòè÷åñêîé êîððåêöèè, òî íà âðåìÿ çàíÿòèé î÷êè ðàçðåøàåòñÿ ñíèìàòü.  íåêîòîðûõ âèäàõ ñïîðòà òðåáóåòñÿ âûñîêàÿ îñòðîòà çðåíèÿ è â òî æå âðåìÿ ïîëüçîâàòüñÿ î÷êàìè íåëüçÿ.  òàêèõ ñëó÷àÿõ öåëåñîîáðàçíà êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ, ò.å. ëèíçû, íàäåâàåìûå íåïîñðåäñòâåííî íà ãëàçíîå ÿáëîêî.

Ïðè îñëîæíåííîé èëè ïðîãðåññèðóþùåé áëèçîðóêîñòè ïðîòèâîïîêàçàíû âèäû ñïîðòà, ñâÿçàííûå ñ áîëüøèì ôèçè÷åñêèì íàïðÿæåíèåì, íàïðèìåð, áîðüáà, ïîäíÿòèå òÿæåñòåé, ñ ðåçêèì ïåðåìåùåíèåì òåëà è âîçìîæíîñòüþ åãî ñîòðÿñåíèÿ.

Ïî ñóùåñòâóþùåìó ïîëîæåíèþ ïðè ïåðâè÷íîì âðà÷åáíîì îñìîòðå ê çàíÿòèÿì ñïîðòîì íå äîïóñêàþòñÿ ëèïà, èìåþùèå áëèçîðóêîñòü ñâûøå 3 äèîïòðèé. Åñëè æå â ïðîöåññå çàíÿòèé áëèçîðóêîñòü ïðîãðåññèðóåò è óâåëè÷èâàåòñÿ äî 6 äèîïòðèé, òî ñïîðòñìåíó ðåêîìåíäóþò ïðåêðàòèòü àêòèâíûå çàíÿòèÿ è çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü íàãðóçêè.

Ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ ËÔÊ ïðè ìèîïèè

Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) ïîêàçàíà âñåì ëèöàì, èìåþùèì ïðîãðåññèðóþùóþ ïðèîáðåòåííóþ è íå îñëîæíåííóþ îòñëîéêîé ñåò÷àòêè áëèçîðóêîñòü ëþáîé ñòåïåíè. Âîçðàñò íå ÿâëÿåòñÿ ëèìèòèðóþùèì ìîìåíòîì, îäíàêî íàèáîëåå ýôôåêòèâíà ËÔÊ ó äåòåé. ×åì ðàíüøå íàçíà÷àþò ËÔÊ ïðè ìèîïèè è ÷åì ìåíüøå ñòåïåíü áëèçîðóêîñòè, òåì âûøå ýôôåêòèâíîñòü ìåòîäà.

Ïðè âðîæäåííîé áëèçîðóêîñòè ïðèìåíåíèå ËÔÊ ìàëîýôôåêòèâíî.

Ïðîòèâîïîêàçàíî ëå÷åíèå ËÔÊ ïðè óãðîçå îòñëîåíèÿ ñåò÷àòêè.

Çàäà÷è ËÔÊ
1. îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà;
2. àêòèâàöèÿ ôóíêöèè äûõàòåëüíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåì;
3. óêðåïëåíèå ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà;
4. óëó÷øåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ òêàíåé ãëàçà;
5. óêðåïëåíèå ìûøö ñèñòåìû ãëàçà.

Âêëþ÷àþò äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, à òàêæå óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö øåè è ñïèíû ñ öåëüþ óëó÷øåíèÿ ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíûõ ñèñòåì, à òàêæå óêðåïëåíèÿ ìûøå÷íîãî êîðñåòà, ìûøö øåè è ñïèíû, îñëàáëåííûõ íåïðàâèëüíîé ïîçîé ïðè çðèòåëüíîé ðàáîòå (ðåçêî íàêëîíåííàÿ ãîëîâà, ñóòóëàÿ ñïèíà).  êîìïëåêñå ëå÷åáíûõ è ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåð ïîçà ÷åëîâåêà ïðè ðàáîòå èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå. Ïîëîæåíèå òåëà ñ÷èòàåòñÿ ïðàâèëüíûì, êîãäà ëèíèÿ öåíòðà òÿæåñòè ïåðåñåêàåò ñêàìüþ ïîçàäè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà, ãîëîâà íåñêîëüêî íàêëîíåíà âïåðåä, ãëàçà íàõîäÿòñÿ íà ðàññòîÿíèè äëèíû ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè ñ âûòÿíóòûìè ïàëüöàìè îò êíèãè, ëåæàùåé íà ñòîëå, ïëå÷åâîé ïîÿñ ñîõðàíÿåò ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå, òóëîâèùå îòîäâèíóòî îò êðàÿ ñòîëà íà 3-5 ñì.

4. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé

Ïðîôèëàêòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ

Ïðèâåä¸ííûå íèæå ñïåöèàëüíûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè ïîÿâëåíèÿ è ïðîãðåññèðîâàíèÿ áëèçîðóêîñòè íå ðåæå 3 —4 ðàç â íåäåëþ.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñòîÿ ó ñòåíêè.

1. Ïîñìîòðåòü ñòðîãî ââåðõ, ïåðåâåñòè âçãëÿä âíèç (6-8 ðàç).

2. Ïîñìîòðåòü ââåðõ — âïðàâî, çàòåì ïî äèàãîíàëè âíèç — âëåâî (6-8 ðàç).

3. Ïîñìîòðåòü ââåðõ — âëåâî, ïî äèàãîíàëè âíèç — âïðàâî (6-8 ðàç).

4. Ïåðåâåñòè âçãëÿä â ëåâûé óãîë ãëàçà, çàòåì ïî ãîðèçîíòàëè â ïðàâûé (6-8 ðàç).

5. Âûòÿíóòü âïåðåä ðóêó ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà. Ñìîòðåòü íà êîíåö ïàëüöà è ìåäëåííî ïðèáëèæàòü åãî, íå ñâîäÿ ãëàç äî òåõ ïîð, ïîêà ïàëåö íå íà÷íåò «äâîèòüñÿ» (6-8 ðàç).

6. Ñìîòðåòü ïðÿìî ïåðåä ñîáîé 2 — 3 ñåê., äåðæàòü ïàëåö ïðàâîé ðóêè ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà íà ðàññòîÿíèè 25 — 30 ñì îò ãëàç, ïåðåâåñòè âçãëÿä íà êîí÷èê ïàëüöà è ñìîòðåòü íà íåãî 3 — 5 ñåê., îïóñòèòü ðóêó (10-12 ðàç).

7. Ïàëåö íà ïåðåíîñèöå. Ïåðåâåñòè âçãëÿä îáîèõ ãëàç íà ïåðåíîñèöó è îáðàòíî (10-11 ðàç).

8. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ãëàçàìè ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå è îáðàòíî.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñèäÿ.

9. Ìåäëåííî ïåðåâîäèòü âçãëÿä ñ ïîëà íà ïîòîëîê è îáðàòíî, ãîëîâà íåïîäâèæíà. Ïîâòîðèòü 8 — 12 ðàç.

10. Áûñòðî ìîðãàòü â òå÷åíèå 15 ñ. Ïîâòîðèòü 3-4 ðàçà.

11. Êðåïêî çàæìóðèòü ãëàçà íà 3-5 ñ., çàòåì îòêðûòü íà 3-5 ñ. Ïîâòîðèòü 8-10 ðàç.

12. Çàêðûòü ãëàçà è ìàññèðîâàòü âåêè êðóãîâûìè äâèæåíèÿìè ïàëüöà â òå÷åíèå 1 ìèíóòû.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñòîÿ ó îêíà

13. Ïåðåâîä âçãëÿäà ñ áëèæíåãî ïðåäìåòà íà äàëüíèé.

Òðåíèðîâêà âíóòðåííèõ, öèëèàðíûõ, ìûøö ãëàçà ïðîâîäèòñÿ ïî ìåòîäó, íàçûâàåìîìó «ìåòêà íà ñòåêëå». Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèÿ «ìåòêà íà ñòåêëå» çàíèìàþùèéñÿ â î÷êàõ ñòàíîâèòñÿ ó îêíà íà ðàññòîÿíèè 30 — 35 ñì îò îêîííîãî ñòåêëà. Íà ýòîì ñòåêëå, íà óðîâíå åãî ãëàç êðåïèòñÿ êðóãëàÿ ìåòêà äèàìåòðîì 3 — 5 ìì. Âäàëè íà ëèíèè âçîðà, ïðîõîäÿùåé ÷åðåç ýòó ìåòêó, ïàöèåíò íàìå÷àåò êàêîé-ëèáî ïðåäìåò äëÿ ôèêñàöèè, çàòåì ïîî÷åð¸äíî ïåðåâîäèò âçãëÿä òî íà ìåòêó íà ñòåêëå, òî íà ïðåäìåò. Óïðàæíåíèå ïðîâîäèòñÿ äâà ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 25 — 30 äíåé. Ïåðâûå äâà äíÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü êàæäîãî óïðàæíåíèÿ äîëæíà ñîñòàâëÿòü 3 ìèí., ïîñëåäóþùèå äâà äíÿ — 5 ìèí., à â îñòàëüíûå äíè — 7 ìèí.

Ôèçêóëüòóðà ïðè ñëàáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè

Êàê óæå îòìå÷àëîñü, ëþäè, èìåþùèå áëèçîðóêîñòü ñëàáîé ñòåïåíè, ìîãóò èñïîëüçîâàòü ðàçíîîáðàçíûå ñðåäñòâà ôèçêóëüòóðû è ñïîðòà. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò òîëüêî òå, ïðè êîòîðûõ âîçìîæíû óäàðû ïî ãîëîâå, ðåçêèå ñîòðÿñåíèÿ âñåãî îðãàíèçìà, îáùåå áîëüøîå è ïðîäîëæèòåëüíîå íàïðÿæåíèå çàíèìàþùèõñÿ (ñì. òàáëèöó 1).

Êóðñ ËÔÊ ïðè ìèîïèè ñîñòàâëÿåò íå ìåíåå 3 ìåñÿöåâ, åãî äåëÿò íà 2 ïåðèîäà — ïîäãîòîâèòåëüíûé è îñíîâíîé.

Ïîäãîòîâèòåëüíûé ïåðèîä

Äëèòåëüíîñòü 12-15 äíåé.

Îñíîâíûå çàäà÷è ïåðèîäà:

1. îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà;

2. àäàïòàöèÿ ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå;

3. àêòèâèçàöèÿ ôóíêöèé äûõàòåëüíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåì;

4. óëó÷øåíèå îñàíêè;

5. óêðåïëåíèå ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà;

6. ïîâûøåíèå ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà.

Äëÿ ýòîãî ïåðèîäà õàðàêòåðíî ïðåèìóùåñòâåííîå âûïîëíåíèå îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé ñ ïîñòåïåííûì óâåëè÷åíèåì ñïåöèàëüíûõ óïðàæíåíèé äëÿ ðàçãèáàòåëåé ãîëîâû è òóëîâèùà. Îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿþò îáó÷åíèþ ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ. Ñîîòâåòñòâèå äûõàòåëüíûõ è îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé 1:1, 1:2.

Ê ñïåöèàëüíûì óïðàæíåíèÿì â ýòîì ïåðèîäå îòíîñÿòñÿ äûõàòåëüíûå è êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ, à òàêæå óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ñâîäà ñòîïû. Èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ — ëåæà, ñèäÿ, ñòîÿ. Êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â óñëîâèÿõ ðàçãðóçêè ïîçâîíî÷íèêà — ëåæà. Òåìï âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé ìåäëåííûé è ñðåäíèé. Èñïîëüçóþò ãèìíàñòè÷åñêèå ñíàðÿäû (ïàëêè, ìÿ÷è è ò.ä.). Êðîìå ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ïîêàçàíû ïîäâèæíûå èãðû è îòäåëüíûå ýëåìåíòû ñïîðòèâíûõ èãð äëÿ îáùåîçäîðîâèòåëüíûõ âîçäåéñòâèé, ïîâûøåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà, ÷òî îñîáåííî âàæíî â äåòñêîì âîçðàñòå. Ïîäâèæíûå èãðû ïðîâîäÿò â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ñèäÿ è ñòîÿ (ñì. òàáëèöó 2).

Îñíîâíîé (òðåíèðîâî÷íûé) ïåðèîä

Äëèòåëüíîñòü 2,5 — 3 ìåñ.

×àñòíûå çàäà÷è ïåðèîäà:

1. óëó÷øåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ òêàíåé ãëàçà;

2. óêðåïëåíèå ìûøå÷íîé ñèñòåìû ãëàçà;

3. óëó÷øåíèå îáìåííûõ è òðîôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â ãëàçó;

4. óêðåïëåíèå ñêëåðû.

Íà ôîíå îáùåðàçâèâàþùèõ, äûõàòåëüíûõ è êîððåãèðóþùèõ óïðàæíåíèé ïðèìåíÿþò ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ, óêðåïëÿþùèå íàðóæíûå ìûøöû ãëàçà è àêêîìîäàöèîííóþ ìûøöó. Ýòè óïðàæíåíèÿ äîëæíû áûòü ñòðîãî äîçèðîâàíû. Öåëåñîîáðàçíî âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ äëÿ íàðóæíûõ ìûøö ãëàçà îäíîâðåìåííî ñ îáùåðàçâèâàþùèìè óïðàæíåíèÿìè â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà èëè ñòîÿ ó ñòåíêè (îïòèìàëüíîå ïîëîæåíèå äëÿ ñîõðàíåíèÿ ïðàâèëüíîé îñàíêè).

Ôèçêóëüòóðà ïðè ñðåäíåé ñòåïåíè ?