Астигматизм и физические нагрузки
Астигматизм – это типичное заболевание глаз, при котором невозможна абсолютная фокусировка зрения в фокальной плоскости. Попробуем разобраться в особенностях астигматического поражения, в допусках к занятию спортом и ответим на вопрос — совместим ли астигматизм и армия.
Симптомы астигматизма
Нельзя выделить типичные симптомы, которые говорили бы о стопроцентном наличии астигматизма. Ранние стадии протекания болезни характеризуются возникновением небольших замутнений, быстрой усталостью глаз. Кроме того, из-за постоянного напряжения глазного аппарата могут возникать периодические сильные головные боли очагового характера. Иногда боли становятся хроническими при минимальной попытке сфокусировать зрение прищуриванием.
По виду этимологии заболевание подразделяется на:
- Роговичное. С поражением и истощением роговичной оболочки.
- Хрусталиковое. С возникновением аномальных особенностей хрусталика под воздействием внешних факторов или врожденное.
Различные степени астигматизма
В настоящее время офтальмологами выделяет три степени заболевания:
- Слабая степень с поражением до 3-х диоптрий;
- Средняя степень с поражением от 3-х до 6-ти диоптрий;
- Высокая степень более 6-ти диоптрий.
Происхождение
- Врожденный астигматизм — проявляется сразу же после формирования зрения, на третий-четвертый день после родов. Характеризуется поражением не более 0,7 диоптрий. Такой астигматизм вызван аномальным развитием глазного аппарата при внутриутробном развитии. Причиной может быть нездоровый образ жизни беременной женщины.
- Приобретенный астигматизм – проявляется с течением жизнедеятельности под воздействием очень большого числа факторов.
Профилактика
Прежде всего, необходимо очень тщательно относиться к здоровью всего организма, а также снизить все возможные и нежелательные воздействия на глаза. Нагрузки на глаза необходимо правильно чередовать, распределять и снижать их воздействие с помощью специальных упражнений. Абсолютно недопустимо травмирование глаз. Кроме того поражения головного мозга, даже незначительные, могут привести к ухудшению зрения в дальнейшем.
Нежелательно употребление алкоголя, наркотиков и курения. Табакокурение вызывает дистрофию сети тонких капилляров глаза. Это нарушает обменные процессы и вызывает эффект «виноградной лозы» — закупоривание сосудов сгустками мертвых эритроцитов.
Астигматизм и служба в армии
По астигматизму имеется четкое расписание категорий. Категории выявляются при медицинском осмотре в военкомате и подразделяются на:
- «A» – полная пригодность для службы в рядах РА.
- «B» – пригодность со списком допустимых минимальных ограничений.
- «C» – пригоден с расширенным списком ограничений.
- «D» – непригоден с возможной пригодностью в будущем до истечения призывного возраста.
- «E» – полная непригодность к службе в рядах РА.
Кроме того, существуют ограничения по заболеваниям глаз, которые возникли в следствии стигматизма, поражениях роговицы, невозможности четкого формирования зрительного образа, при детских и постродовых травмах.
Освобождение по близорукости
Как правило, миопическая близорукость является основным критерием по освобождению от службы в армии. Это поражение не допускает ряд тех функций, которые предписываются на солдатских или офицерских должностях. Но следует отметить, что прохождение альтернативной или волонтерской службы в армии допускается при поражении до 10 диоптрий с ношением очков.
Астигматизм и спорт
Существуют различные виды спорта, известно, что игра в шашки и шахматы тоже является спортом. Но акцент будет сделан именно на физические и контактные виды спорта.
При сильном поражении глаз от 5 и более диоптрий занятия спортом должны быть ограничены и строго дозированы. Любое перенапряжение будет вести к ухудшению зрения, так как приводит к ослаблению сети капилляров и глазного пучка нервов. Малейшее напряжение может привести к поражению сосудистой ткани и небольшим излияниям в склере глаза.
При занятиях боксом и других контактных видах спорта происходят нагрузки на глаза вибрационным и ударным воздействием. Это даже для человека со здоровым зрением является вредным и в конечном итоге станет причиной астигматизма. Человеку с развитым или прогрессирующим астигматизмом следует воздержаться от таких спортивных мероприятий даже с применением защиты.
Коррекция астигматизма для занятий спортом и армии
На сегодняшний день есть эффективные и действенные методы по исправлению астигматизма у людей всех возрастных категорий. Самые популярные из них:
- Коррекция с помощью контактных линз.
- Лазерная операция. После проведения операции необходимо некоторое воздержание от физических нагрузок. Но они становятся возможными после окончания этого «восстановительного» периода.
Таким образом, получен ответ на опрос о возможностях службы в армии или занятиях спортом при астигматизме. Грамотный подход в лечении и профилактические мероприятия позволят сохранить свое зрение до глубокой старости, и при этом вести активный образ жизни.
Источник
Áëèçîðóêîñòü (ìèîïèÿ) è àñòèãìàòèçì êàê çàáîëåâàíèÿ çðåíèÿ. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòîì. Ïðèìåíåíèå ËÔÊ ïðè ìèîïèè. Ïðîôèëàêòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ. Ôèçêóëüòóðà ïðè ñëàáîé, ñðåäíåé è âûñîêîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
2
Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè
Ðîñòîâñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Ýêîíîìè÷åñêèé Óíèâåðñèòåò «ÐÈÍÕ»
Ðåôåðàò ïî ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå íà òåìó:
«Ôèçêóëüòóðà ïðè ìèîïèè è àñòèãìàòèçìå»
Ðîñòîâ-íà-Äîíó2008
Ñîäåðæàíèå
1. Çàáîëåâàíèå .3
2. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ….5
3. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòîì …7
4. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ….13
5. Ñïèñîê ëèòåðàòóðû . 17
1. Çàáîëåâàíèå
Áëèçîðóêîñòü, èëè Ìèîïèÿ — ýòî äåôåêò (àíîìàëèÿ ðåôðàêöèè) çðåíèÿ, ïðè êîòîðîì èçîáðàæåíèå ïàäàåò íå íà ñåò÷àòêó ãëàçà, à ïåðåä íåé èç-çà òîãî, ÷òî ãëàç ñëèøêîì ñèëüíî ôîêóñèðóåò (îòíîñèòåëüíî äàííîãî ïåðåäíå-çàäíåãî ðàçìåðà ãëàçíîãî ÿáëîêà). ×åëîâåê ïðè ýòîì õîðîøî âèäèò âáëèçè, íî ïëîõî âèäèò âäàëü è äîëæåí ïîëüçîâàòüñÿ î÷êàìè/ëèíçàìè ñ ìèíóñîâûìè äèîïòðèÿìè.
 ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñîïðîâîæäàåòñÿ óâåëè÷åíèåì ïåðåäíå-çàäíåãî ðàçìåðà ãëàçíîãî ÿáëîêà. Òàê êàê äàííàÿ ìèîïèÿ íå ÿâëÿåòñÿ «êëàññè÷åñêîé» áîëåçíüþ (ñêîðåå ìåõàíèçìîì àäàïòàöèè), òî è íå ñóùåñòâóåò ñïîñîáîâ ëå÷åíèÿ áëèçîðóêîñòè. Ïðîáëåìà ðåøàåòñÿ ñ ïîìîùüþ ðàçëè÷íûõ âèäîâ êîððåêöèè.
Ðèñ.1 Êîððåêöèÿ ìèîïèè ïðè ïîìîùè äâîÿêîâîãíóòîé ëèíçû
Àñòèãìàòèçì — äåôåêò çðåíèÿ, ñâÿçàííûé ñ íàðóøåíèåì ôîðìû õðóñòàëèêà èëè ðîãîâèöû, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ÷åëîâåê òåðÿåò ñïîñîáíîñòü ê ÷¸òêîìó âèäåíèþ. Îïòè÷åñêèìè ëèíçàìè ñôåðè÷åñêîé ôîðìû äåôåêò íå êîìïåíñèðóåòñÿ.
Ïðè àñòèãìàòèçìå íàðóøåíèå ðàâíîìåðíîé êðèâèçíû ðîãîâîé îáîëî÷êè ãëàçà ïðèâîäèò ê èñêàæåíèþ çðåíèÿ. Ñâåòîâûå ëó÷è íå ñõîäÿòñÿ â îäíîé òî÷êå íà ñåò÷àòêå, êàê ýòî ïðîèñõîäèò â íîðìàëüíîì ãëàçó, â ðåçóëüòàòå èçîáðàæåíèå ôîðìèðóåòñÿ â äâóõ ðàçíûõ ìåñòàõ âäîëü çðèòåëüíîé îñè.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ èçîáðàæåíèå âåðòèêàëüíûõ ëèíèé ìîæåò êàçàòüñÿ íå÷¸òêèì, â äðóãèõ ãîðèçîíòàëüíûå èëè äèàãîíàëüíûå ëèíèè âûÿâÿòñÿ âíå çîíû ôîêóñèðîâêè. Àñòèãìàòèçì ÷àñòî ðàçâèâàåòñÿ â ðàííåì âîçðàñòå (îáû÷íî âìåñòå ñ äàëüíîçîðêîñòüþ è áëèçîðóêîñòüþ) è îáû÷íî ñôîðìèðîâûâàåòñÿ óæå ïîñëå ïåðâûõ ëåò æèçíè.
Ñèìïòîìàìè àñòèãìàòèçìà ÿâëÿåòñÿ ïîíèæåíèå çðåíèÿ, èíîãäà âèäåíèå ïðåäìåòîâ èñêðèâëåííûìè, áûñòðîå óòîìëåíèå ãëàç ïðè ðàáîòå, ãîëîâíàÿ áîëü. Ïðè îäíîì èç ñïîñîáîâ îêîí÷àòåëüíîå ïîäòâåðæäåíèå ïîëó÷àþò ïîñëå ðàñøèðåíèÿ çðà÷êîâ ðàñòâîðîì àòðîïèíà è ïðîâåäåíèÿ ñêèàñêîïèè (òåíåâîé ïðîáû).
Àñòèãìàòèçì ëåãêî äèàãíîñòèðîâàòü, ðàññìàòðèâàÿ îäíèì ãëàçîì ëèñò áóìàãè ñ ò¸ìíûìè ïàðàëëåëüíûìè ëèíèÿìè — âðàùàÿ òàêîé ëèñò, àñòèãìàòèê çàìåòèò, ÷òî ò¸ìíûå ëèíèè òî ðàçìûâàþòñÿ, òî ñòàíîâÿòñÿ ÷¸ò÷å.
Ó áîëüøèíñòâà ëþäåé âñòðå÷àåòñÿ âðîæä¸ííûé àñòèãìàòèçì äî 0.5 äèîïòðèé, íå ïðèíîñÿùèé äèñêîìôîðòà.
Äàííûé äåôåêò êîìïåíñèðóåòñÿ î÷êàìè ñ öèëèíäðè÷åñêèìè ëèíçàìè, èìåþùèìè ðàçëè÷íóþ êðèâèçíó ïî ãîðèçîíòàëè è âåðòèêàëè.
×àùå âñåãî àñòèãìàòèçì ñî÷åòàåòñÿ ñ áëèçîðóêîñòüþ èëè äàëüíîçîðêîñòüþ, ïîýòîìó äëÿ åãî êîìïåíñàöèè òðåáóþòñÿ ñôåðîöèëèíäðè÷åñêèå ëèíçû. Òàêèå ëèíçû èç ñòåêëà ãîðàçäî äîðîæå îáû÷íûõ ñôåðè÷åñêèõ, è ïîòîìó äî ïîÿâëåíèÿ ïëàñòìàññîâûõ ëèíç êîìïåíñèðîâàòü àñòèãìàòèçì áûëî òðóäíî.
Ëàçåðíûé êåðàòîìèëåç — êîìáèíèðîâàííàÿ ëàçåðíî-õèðóðãè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ ïî êîððåêöèè áëèçîðóêîñòè (äàëüíîçîðêîñòè, àñòèãìàòèçìà). Îïåðàöèÿ ÿâëÿåòñÿ ñàìîé âûñîêîòåõíîëîãè÷íîé è íàèáîëåå êîìôîðòíîé äëÿ ïàöèåíòà, òàê êàê ïîçâîëÿåò â êîðîòêèå ñðîêè è áåç áîëè âåðíóòü ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîå çðåíèå áåç î÷êîâ è êîíòàêòíûõ ëèíç. Êîððåêöèÿ áëèçîðóêîñòè, äàëüíîçîðêîñòè â ïðåäåëàõ ?26,0D äî +10,0D è âñåõ âèäîâ àñòèãìàòèçìà ëþáîé ñëîæíîñòè ïðîâîäèòñÿ ïîä êîìïüþòåðíûì êîíòðîëåì.
2. Ïðîòèâîïîêàçàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ
Òàáëèöà 1 Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ ñïîðòà
Âèä ñïîðòà | Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè è ñîñòîÿíèÿ ãëàç | Ðåêîìåíäàöèè ïî èñïîëüçîâàíèþ îïòè÷åñêîé êîððåêöèè |
Áîêñ | ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè | |
Áîðüáà | ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè | |
Òÿæ¸ëàÿ àòëåòèêà | ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå | Áåç êîððåêöèè |
Âåëîãîíêà íà òðåêå | ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå | Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ |
Ãèìíàñòèêà ñïîðòèâíàÿ | ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé | Áåç êîððåêöèè |
Ãèìíàñòèêà õóäîæåñòâåííàÿ | ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå | Êàê ïðàâèëî, áåç î÷êîâ. Ïðè çíà÷èòåëüíîì ïîíèæåíèè çðåíèÿ — êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ |
Ñòðåëüáà ñòåíäîâàÿ, ïóëåâàÿ, èç ëóêà | ïðè áëèçîðóêîñòè áîëåå — 8 äèîïòðèé | Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ |
Ñîâðåìåííîå ïÿòèáîðüå | ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè | Áåç êîððåêöèè |
Êîííûé ñïîðò | ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå | |
Ôåõòîâàíèå | òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè | Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ |
Ïëàâàíèå | òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè | Áåç êîððåêöèè |
Âîäíîå ïîëî | ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå | Áåç êîððåêöèè èëè êîððåêöèÿ êîíòàêòíûìè ëèíçàìè |
Ïðûæêè â âîäó | ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè | Áåç êîððåêöèè |
Ãðåáíîé ñïîðò | òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè | Î÷êîâàÿ êîððåêöèÿ |
Ïàðóñíûé ñïîðò | òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè | Áåç êîððåêöèè |
Ëûæíûå ãîíêè | òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè | Ëþáàÿ êîððåêöèÿ |
Áèàòëîí | òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè | Î÷êîâàÿ èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ |
Ãîðíîëûæíûé ñïîðò | ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè | Áåç êîððåêöèè |
Ïðûæêè íà ëûæàõ ñ òðàìïëèíà | ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè | |
Ëûæíîå äâîåáîðüå | ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè | |
Ñêîðîñòíîé áåã íà êîíüêàõ | ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå | Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ |
Ôèãóðíîå êàòàíèå | ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå | Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ |
Ñïîðòèâíàÿ õîäüáà | òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè | Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸ |
Áåã íà êîðîòêèå äèñòàíöèè | ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè | Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸ |
Áåã íà ñðåäíèå è äëèííûå äèñòàíöèè | òîëüêî ïðè îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè | Ëþáàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸ |
Ìåòàíèÿ | ïðè âûñîêîé è îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè | Áåç êîððåêöèè èëè êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ |
Ïðûæêè | ïðè âûñîêîé è îñëîæí¸ííîé áëèçîðóêîñòè | |
Âîëåéáîë, áàñêåòáîë | ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå | Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ èëè áåç íå¸ |
Ôóòáîë, ðó÷íîé ìÿ÷ | ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé | Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ |
Õîêêåé | ïðè ëþáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè | |
Òåííèñ: áîëüøîé, íàñòîëüíûé, áàäìèíòîí | ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå | Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ |
Ñàííûé ñïîðò | ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè | Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ |
Ìîòîñïîðò | ïðè âñåõ âèäàõ áëèçîðóêîñòè, êðîìå ñòàöèîíàðíîé áëèçîðóêîñòè ñëàáîé ñòåïåíè | Áåç êîððåêöèè |
Ãîðîäêè | ïðè áëèçîðóêîñòè âûñîêîé ñòåïåíè, à òàê æå áëèçîðóêîñòè ñ îñëîæíåíèÿìè íà ãëàçíîì äíå | Ëþáàÿ êîððåêöèÿ |
3. Áëèçîðóêîñòü è çàíÿòèÿ ñïîðòîì
Íåïðåìåííîå óñëîâèå äëÿ çàíÿòèé ñïîðòîì áëèçîðóêèõ — ýòî ÷åòêîå îïðåäåëåíèå ïðîòèâîïîêàçàíèé, ñèñòåìàòè÷åñêèé âðà÷åáíûé êîíòðîëü çà ñîñòîÿíèåì îðãàíà çðåíèÿ. Ñïîðòèâíûå çàíÿòèÿ ìîãóò áëàãîòâîðíî âëèÿòü íà ñîñòîÿíèå ãëàç ïðè áëèçîðóêîñòè è ñïîñîáñòâîâàòü åå ñòàáèëèçàöèè, íî ìîãóò îêàçàòü è âåñüìà íåáëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå íà îðãàí çðåíèÿ è ïðèâåñòè ê îñëîæíåíèÿì. Âñå çàâèñèò îò ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè, à òàêæå îò ñïåöèôèêè èçáðàííîãî âèäà ñïîðòà è äîçèðîâêè ñïîðòèâíûõ íàãðóçîê.
Ïðè íå îñëîæíåííîé, ñòàöèîíàðíîé (ò.å. íå ïðîãðåññèðóþùåé) áëèçîðóêîñòè ìîæíî è ïîëåçíî çàíèìàòüñÿ íåêîòîðûìè âèäàìè ñïîðòà. Åñëè çàíÿòèÿ íåñîâìåñòèìû ñ íîøåíèåì î÷êîâ è âîçìîæíû áåç îïòè÷åñêîé êîððåêöèè, òî íà âðåìÿ çàíÿòèé î÷êè ðàçðåøàåòñÿ ñíèìàòü.  íåêîòîðûõ âèäàõ ñïîðòà òðåáóåòñÿ âûñîêàÿ îñòðîòà çðåíèÿ è â òî æå âðåìÿ ïîëüçîâàòüñÿ î÷êàìè íåëüçÿ.  òàêèõ ñëó÷àÿõ öåëåñîîáðàçíà êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ, ò.å. ëèíçû, íàäåâàåìûå íåïîñðåäñòâåííî íà ãëàçíîå ÿáëîêî.
Ïðè îñëîæíåííîé èëè ïðîãðåññèðóþùåé áëèçîðóêîñòè ïðîòèâîïîêàçàíû âèäû ñïîðòà, ñâÿçàííûå ñ áîëüøèì ôèçè÷åñêèì íàïðÿæåíèåì, íàïðèìåð, áîðüáà, ïîäíÿòèå òÿæåñòåé, ñ ðåçêèì ïåðåìåùåíèåì òåëà è âîçìîæíîñòüþ åãî ñîòðÿñåíèÿ.
Ïî ñóùåñòâóþùåìó ïîëîæåíèþ ïðè ïåðâè÷íîì âðà÷åáíîì îñìîòðå ê çàíÿòèÿì ñïîðòîì íå äîïóñêàþòñÿ ëèïà, èìåþùèå áëèçîðóêîñòü ñâûøå 3 äèîïòðèé. Åñëè æå â ïðîöåññå çàíÿòèé áëèçîðóêîñòü ïðîãðåññèðóåò è óâåëè÷èâàåòñÿ äî 6 äèîïòðèé, òî ñïîðòñìåíó ðåêîìåíäóþò ïðåêðàòèòü àêòèâíûå çàíÿòèÿ è çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü íàãðóçêè.
Ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ ËÔÊ ïðè ìèîïèè
Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) ïîêàçàíà âñåì ëèöàì, èìåþùèì ïðîãðåññèðóþùóþ ïðèîáðåòåííóþ è íå îñëîæíåííóþ îòñëîéêîé ñåò÷àòêè áëèçîðóêîñòü ëþáîé ñòåïåíè. Âîçðàñò íå ÿâëÿåòñÿ ëèìèòèðóþùèì ìîìåíòîì, îäíàêî íàèáîëåå ýôôåêòèâíà ËÔÊ ó äåòåé. ×åì ðàíüøå íàçíà÷àþò ËÔÊ ïðè ìèîïèè è ÷åì ìåíüøå ñòåïåíü áëèçîðóêîñòè, òåì âûøå ýôôåêòèâíîñòü ìåòîäà.
Ïðè âðîæäåííîé áëèçîðóêîñòè ïðèìåíåíèå ËÔÊ ìàëîýôôåêòèâíî.
Ïðîòèâîïîêàçàíî ëå÷åíèå ËÔÊ ïðè óãðîçå îòñëîåíèÿ ñåò÷àòêè.
Çàäà÷è ËÔÊ
1. îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà;
2. àêòèâàöèÿ ôóíêöèè äûõàòåëüíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåì;
3. óêðåïëåíèå ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà;
4. óëó÷øåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ òêàíåé ãëàçà;
5. óêðåïëåíèå ìûøö ñèñòåìû ãëàçà.
Âêëþ÷àþò äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, à òàêæå óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö øåè è ñïèíû ñ öåëüþ óëó÷øåíèÿ ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíûõ ñèñòåì, à òàêæå óêðåïëåíèÿ ìûøå÷íîãî êîðñåòà, ìûøö øåè è ñïèíû, îñëàáëåííûõ íåïðàâèëüíîé ïîçîé ïðè çðèòåëüíîé ðàáîòå (ðåçêî íàêëîíåííàÿ ãîëîâà, ñóòóëàÿ ñïèíà).  êîìïëåêñå ëå÷åáíûõ è ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåð ïîçà ÷åëîâåêà ïðè ðàáîòå èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå. Ïîëîæåíèå òåëà ñ÷èòàåòñÿ ïðàâèëüíûì, êîãäà ëèíèÿ öåíòðà òÿæåñòè ïåðåñåêàåò ñêàìüþ ïîçàäè òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà, ãîëîâà íåñêîëüêî íàêëîíåíà âïåðåä, ãëàçà íàõîäÿòñÿ íà ðàññòîÿíèè äëèíû ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè ñ âûòÿíóòûìè ïàëüöàìè îò êíèãè, ëåæàùåé íà ñòîëå, ïëå÷åâîé ïîÿñ ñîõðàíÿåò ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå, òóëîâèùå îòîäâèíóòî îò êðàÿ ñòîëà íà 3-5 ñì.
4. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé
Ïðîôèëàêòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ
Ïðèâåä¸ííûå íèæå ñïåöèàëüíûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü ñ öåëüþ ïðîôèëàêòèêè ïîÿâëåíèÿ è ïðîãðåññèðîâàíèÿ áëèçîðóêîñòè íå ðåæå 3 —4 ðàç â íåäåëþ.
Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñòîÿ ó ñòåíêè.
1. Ïîñìîòðåòü ñòðîãî ââåðõ, ïåðåâåñòè âçãëÿä âíèç (6-8 ðàç).
2. Ïîñìîòðåòü ââåðõ — âïðàâî, çàòåì ïî äèàãîíàëè âíèç — âëåâî (6-8 ðàç).
3. Ïîñìîòðåòü ââåðõ — âëåâî, ïî äèàãîíàëè âíèç — âïðàâî (6-8 ðàç).
4. Ïåðåâåñòè âçãëÿä â ëåâûé óãîë ãëàçà, çàòåì ïî ãîðèçîíòàëè â ïðàâûé (6-8 ðàç).
5. Âûòÿíóòü âïåðåä ðóêó ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà. Ñìîòðåòü íà êîíåö ïàëüöà è ìåäëåííî ïðèáëèæàòü åãî, íå ñâîäÿ ãëàç äî òåõ ïîð, ïîêà ïàëåö íå íà÷íåò «äâîèòüñÿ» (6-8 ðàç).
6. Ñìîòðåòü ïðÿìî ïåðåä ñîáîé 2 — 3 ñåê., äåðæàòü ïàëåö ïðàâîé ðóêè ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà íà ðàññòîÿíèè 25 — 30 ñì îò ãëàç, ïåðåâåñòè âçãëÿä íà êîí÷èê ïàëüöà è ñìîòðåòü íà íåãî 3 — 5 ñåê., îïóñòèòü ðóêó (10-12 ðàç).
7. Ïàëåö íà ïåðåíîñèöå. Ïåðåâåñòè âçãëÿä îáîèõ ãëàç íà ïåðåíîñèöó è îáðàòíî (10-11 ðàç).
8. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ ãëàçàìè ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå è îáðàòíî.
Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñèäÿ.
9. Ìåäëåííî ïåðåâîäèòü âçãëÿä ñ ïîëà íà ïîòîëîê è îáðàòíî, ãîëîâà íåïîäâèæíà. Ïîâòîðèòü 8 — 12 ðàç.
10. Áûñòðî ìîðãàòü â òå÷åíèå 15 ñ. Ïîâòîðèòü 3-4 ðàçà.
11. Êðåïêî çàæìóðèòü ãëàçà íà 3-5 ñ., çàòåì îòêðûòü íà 3-5 ñ. Ïîâòîðèòü 8-10 ðàç.
12. Çàêðûòü ãëàçà è ìàññèðîâàòü âåêè êðóãîâûìè äâèæåíèÿìè ïàëüöà â òå÷åíèå 1 ìèíóòû.
Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ñòîÿ ó îêíà
13. Ïåðåâîä âçãëÿäà ñ áëèæíåãî ïðåäìåòà íà äàëüíèé.
Òðåíèðîâêà âíóòðåííèõ, öèëèàðíûõ, ìûøö ãëàçà ïðîâîäèòñÿ ïî ìåòîäó, íàçûâàåìîìó «ìåòêà íà ñòåêëå». Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèÿ «ìåòêà íà ñòåêëå» çàíèìàþùèéñÿ â î÷êàõ ñòàíîâèòñÿ ó îêíà íà ðàññòîÿíèè 30 — 35 ñì îò îêîííîãî ñòåêëà. Íà ýòîì ñòåêëå, íà óðîâíå åãî ãëàç êðåïèòñÿ êðóãëàÿ ìåòêà äèàìåòðîì 3 — 5 ìì. Âäàëè íà ëèíèè âçîðà, ïðîõîäÿùåé ÷åðåç ýòó ìåòêó, ïàöèåíò íàìå÷àåò êàêîé-ëèáî ïðåäìåò äëÿ ôèêñàöèè, çàòåì ïîî÷åð¸äíî ïåðåâîäèò âçãëÿä òî íà ìåòêó íà ñòåêëå, òî íà ïðåäìåò. Óïðàæíåíèå ïðîâîäèòñÿ äâà ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 25 — 30 äíåé. Ïåðâûå äâà äíÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü êàæäîãî óïðàæíåíèÿ äîëæíà ñîñòàâëÿòü 3 ìèí., ïîñëåäóþùèå äâà äíÿ — 5 ìèí., à â îñòàëüíûå äíè — 7 ìèí.
Ôèçêóëüòóðà ïðè ñëàáîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè
Êàê óæå îòìå÷àëîñü, ëþäè, èìåþùèå áëèçîðóêîñòü ñëàáîé ñòåïåíè, ìîãóò èñïîëüçîâàòü ðàçíîîáðàçíûå ñðåäñòâà ôèçêóëüòóðû è ñïîðòà. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò òîëüêî òå, ïðè êîòîðûõ âîçìîæíû óäàðû ïî ãîëîâå, ðåçêèå ñîòðÿñåíèÿ âñåãî îðãàíèçìà, îáùåå áîëüøîå è ïðîäîëæèòåëüíîå íàïðÿæåíèå çàíèìàþùèõñÿ (ñì. òàáëèöó 1).
Êóðñ ËÔÊ ïðè ìèîïèè ñîñòàâëÿåò íå ìåíåå 3 ìåñÿöåâ, åãî äåëÿò íà 2 ïåðèîäà — ïîäãîòîâèòåëüíûé è îñíîâíîé.
Ïîäãîòîâèòåëüíûé ïåðèîä
Äëèòåëüíîñòü 12-15 äíåé.
Îñíîâíûå çàäà÷è ïåðèîäà:
1. îáùåå óêðåïëåíèå îðãàíèçìà;
2. àäàïòàöèÿ ê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå;
3. àêòèâèçàöèÿ ôóíêöèé äûõàòåëüíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåì;
4. óëó÷øåíèå îñàíêè;
5. óêðåïëåíèå ìûøå÷íî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà;
6. ïîâûøåíèå ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà.
Äëÿ ýòîãî ïåðèîäà õàðàêòåðíî ïðåèìóùåñòâåííîå âûïîëíåíèå îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé ñ ïîñòåïåííûì óâåëè÷åíèåì ñïåöèàëüíûõ óïðàæíåíèé äëÿ ðàçãèáàòåëåé ãîëîâû è òóëîâèùà. Îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿþò îáó÷åíèþ ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ. Ñîîòâåòñòâèå äûõàòåëüíûõ è îáùåðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé 1:1, 1:2.
Ê ñïåöèàëüíûì óïðàæíåíèÿì â ýòîì ïåðèîäå îòíîñÿòñÿ äûõàòåëüíûå è êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ, à òàêæå óïðàæíåíèÿ äëÿ óêðåïëåíèÿ ñâîäà ñòîïû. Èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ — ëåæà, ñèäÿ, ñòîÿ. Êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â óñëîâèÿõ ðàçãðóçêè ïîçâîíî÷íèêà — ëåæà. Òåìï âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé ìåäëåííûé è ñðåäíèé. Èñïîëüçóþò ãèìíàñòè÷åñêèå ñíàðÿäû (ïàëêè, ìÿ÷è è ò.ä.). Êðîìå ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ïîêàçàíû ïîäâèæíûå èãðû è îòäåëüíûå ýëåìåíòû ñïîðòèâíûõ èãð äëÿ îáùåîçäîðîâèòåëüíûõ âîçäåéñòâèé, ïîâûøåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà, ÷òî îñîáåííî âàæíî â äåòñêîì âîçðàñòå. Ïîäâèæíûå èãðû ïðîâîäÿò â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ñèäÿ è ñòîÿ (ñì. òàáëèöó 2).
Îñíîâíîé (òðåíèðîâî÷íûé) ïåðèîä
Äëèòåëüíîñòü 2,5 — 3 ìåñ.
×àñòíûå çàäà÷è ïåðèîäà:
1. óëó÷øåíèå êðîâîñíàáæåíèÿ òêàíåé ãëàçà;
2. óêðåïëåíèå ìûøå÷íîé ñèñòåìû ãëàçà;
3. óëó÷øåíèå îáìåííûõ è òðîôè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â ãëàçó;
4. óêðåïëåíèå ñêëåðû.
Íà ôîíå îáùåðàçâèâàþùèõ, äûõàòåëüíûõ è êîððåãèðóþùèõ óïðàæíåíèé ïðèìåíÿþò ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ, óêðåïëÿþùèå íàðóæíûå ìûøöû ãëàçà è àêêîìîäàöèîííóþ ìûøöó. Ýòè óïðàæíåíèÿ äîëæíû áûòü ñòðîãî äîçèðîâàíû. Öåëåñîîáðàçíî âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ äëÿ íàðóæíûõ ìûøö ãëàçà îäíîâðåìåííî ñ îáùåðàçâèâàþùèìè óïðàæíåíèÿìè â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà èëè ñòîÿ ó ñòåíêè (îïòèìàëüíîå ïîëîæåíèå äëÿ ñîõðàíåíèÿ ïðàâèëüíîé îñàíêè).
Ôèçêóëüòóðà ïðè ñðåäíåé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè (îò 3 äî 6 äèîïòðèé)
Êðóã ñðåäñòâ ôèçêóëüòóðû è ñïîðòà, êîòîðûå ìîæíî ðåêîìåíäîâàòü ëèöàì ñ áëèçîðóêîñòüþ ñðåäíåé ñòåïåíè, ñóæåí ïî ñðàâíåíèþ ñ òåìè, ó êîãî ìèîïèÿ ñëàáîé ñòåïåíè. Îíè ìîãóò çàíèìàòüñÿ íåêîòîðûìè âèäàìè ñïîðòà ëèøü ïðè íå ïðîãðåññèðóþùåé áëèçîðóêîñòè. Çàêëþ÷åíèå î âîçìîæíîñòè çàíÿòèé äàæå íàçâàííûìè â òàáëèöå 1 âèäàìè ñïîðòà äîëæåí ñäåëàòü îêóëèñò.
Âàæíî ïîìíèòü î òîì, ÷òî ñëåäóåò èçáåãàòü óïðàæíåíèé ñ ðåçêèìè äâèæåíèÿìè ãîëîâîé. Ïîýòîìó íàêëîíû òóëîâèùà âïåð¸ä ëó÷øå âûïîëíÿòü â ïîëîæåíèè ñèäÿ íà ïîëó. Êîìïëåêñû óïðàæíåíèé äëÿ ëèö ñ áëèçîðóêîñòüþ ñëàáîé ñòåïåíè â ïîëíîé ìåðå ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ è òåìè, ó êîãî èìååòñÿ ìèîïèÿ ñðåäíåé ñòåïåíè. Îäíàêî îáùóþ íàãðóçêó êàæäûé äîëæåí ðåãóëèðîâàòü ñàì, èçìåíÿÿ èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ, îáëåã÷àÿ èëè óñëîæíÿÿ óïðàæíåíèÿ, óìåíüøàÿ èëè óâåëè÷èâàÿ àìïëèòóäó äâèæåíèé â çàâèñèìîñòè îò ñàìî÷óâñòâèÿ.
Ôèçêóëüòóðà ïðè âûñîêîé ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè (ñâûøå 6 äèîïòðèé)
Ëþäÿì ñ âûñîêîé ñòåïåíüþ áëèçîðóêîñòè íå ðåêîìåíäóþòñÿ çàíÿòèÿ ñïîðòîì, íî æåëàòåëüíî âûïîëíÿòü åæåäíåâíî óòðåííþþ ãèãèåíè÷åñêóþ ãèìíàñòèêó ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ 8 — 10 ìèí. ñ âêëþ÷åíèåì â êîìïëåêñ ñïåöèàëüíûõ óïðàæíåíèé äëÿ òðåíèðîâêè íàðóæíûõ è âíóòðåííèõ ìûøö ãëàç. Ëþäÿì ñ áëèçîðóêîñòüþ âûñîêîé ñòåïåíè íåæåëàòåëüíû óïðàæíåíèÿ òèïà ïðûæêîâ è ñîñêîêîâ, îïîðíûå ïðûæêè ÷åðåç ñíàðÿäû, êóâûðêè è ñòîéêà íà ãîëîâå, óïðàæíåíèÿ íà âåðõíèõ ðåéêàõ ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè, ïðûæêè ñ ïîäêèäíîãî ìîñòèêà, à òàêæå óïðàæíåíèÿ, òðåáóþùèå äëèòåëüíîãî íàïðÿæåíèÿ çðåíèÿ (ïðîäîëæèòåëüíàÿ ñòðåëüáà).
Çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ äî 10 ìèí. è ôèçêóëüòóðíóþ ïàóçó íåîáõîäèìî âûïîëíÿòü åæåäíåâíî ñî ñðåäíåé íàãðóçêîé.
Ëèöàì ñ áëèçîðóêîñòüþ ñâûøå 8 äèîïòðèé ñ êîððåêöèåé çðåíèÿ è áåç ïàòîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ãëàçó ïîêàçàíû òîëüêî çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé, êîòîðûå æåëàòåëüíî ïðîâîäèòü åæåäíåâíî.
Источник