Астигматизм и амблиопия это
Астигматизм и амблиопия – это частое сочетание офтальмологических заболеваний.
Астигматизм представляет собой аномалию рефракции, при которой глазное яблоко имеет неодинаковую преломляющую силу на разных меридианах.
Астигматизм может быть миопическим и гиперметропическим; возможно и сочетание «плюсовых» и «минусовых» нарушений преломляющей силы на одном глазу.
Астигматизм – это серьезная проблема, причина снижения остроты зрения и появления амблиопии.
Как развивается амблиопия
Сетчатка глаза имеет центральную область, которая называется макулярной зоной, или макулой.
Ее функционирование начинается в момент рождения ребенка. Это происходит благодаря попаданию световых лучей, что активирует нервные клетки сетчатки, по которым передается импульс в головной мозг. В норме изображение фокусируется на симметричных участках сетчаток глаз – это обеспечивает адекватное восприятие визуальных образов.
В структурах мозга, которые отвечают за восприятие изображения, происходит обработка зрительной информации. Это очень важный процесс, без которого невозможно нормальное зрение.
Если по каким-то причинам световые лучи не попадают на сетчатку или изображение фокусируется на несимметричных участках сетчаток, происходит нарушение восприятия информации. Развивается амблиопия, или «синдром ленивого глаза».
Связь астигматизма и амблиопии
Астигматизм может стать причиной амблиопии. Это происходит в тех случаях, когда разница преломляющей силы на двух глазах составляет более ±1.5 Д.
В таком случае речь идет о рефракционной амблиопии – это значит, что восприятие изображения симметричными участками сетчаток нарушено из-за нечеткости изображения на одной из них.
При этом происходит «выключение» одной из сетчаток, а другой глаз становится ведущим.
Астигматизм и амблиопия: в чем опасность
Рефракционная амблиопия приводит к следующим проблемам:
- снижению остроты зрения,
- нарушению бинокулярного («объемного») зрения,
- нарушению фиксации взгляда.
Амблиопия может стать не только косметической, но и медицинской проблемой: причиной косоглазия, неуверенности в себе и снижения качества жизни.
Нужно ли лечение?
Ответ однозначный: лечение необходимо начинать как можно раньше.
Обычно астигматизм, осложненный амблиопией, диагностируется в детском возрасте. Чем раньше выявлена проблема, тем больше вероятность успешного лечения. Это связано с тем, что функциональные связи между нервными клетками мозга, которые отвечают за нормальное восприятие изображения от сетчаток, интенсивно образуются в первые 7 лет жизни.
Если астигматизм не был скорректирован, а амблиопия – вылечена до 7 лет, прогноз становится значительно хуже.
Поэтому важными мероприятиями являются:
- ежегодные профилактические осмотры у офтальмолога (для детей с 1 года),
- своевременное лечение выявленных заболеваний.
Комплексное лечение – путь к успеху
При сочетании астигматизма и амблиопии в офтальмологическом центре И. Медведева применяются следующие мероприятия:
- Коррекция астигматизма. Ребенку подбирается оптимальный вариант очковой коррекции.
- Плеоптическое лечение. Плеоптика – это комплекс лечебных мероприятий, который позволяет нормализовать работу неактивного и ведущего глаза и восстановить бинокулярное зрение.
Записаться на прием в Центр Охраны Зрения можно по телефонам: +7 (495) 727-00-44, (499) 246-32-28.
Источник
Ïî äàííûì ÂÎÇ êàòàðàêòà — îäíà èç ãëàâíûõ ïðè÷èí ñëåïîòû.
Ïðè ýòîì 80% ñëó÷àåâ ñëåïîòû ÿâëÿþòñÿ ïðåäîòâðàòèìûìè.
Ðàñïðîñòðàíåííîñòü êàòàðàêòû â Ðîññèè 1201,5 íà 100 òûñ. íàñåëåíèÿ.
Íà òåððèòîðèè ÐÔ íåðàâíîìåðíàÿ çàáîëåâàåìîñòü êàòàðàêòîé îáóñëîâëåíà ýòíî-ãåîãðàôè÷åñêèìè è ýêîëîãè÷åñêèìè àñïåêòàìè, ñâÿçàííûìè ñ ðàçëè÷íîé òåððèòîðèàëüíîé ïðèíàäëåæíîñòüþ è âîçäåéñòâèåì òàêèõ ôàêòîðîâ, êàê èíñîëÿöèÿ (ÓÔ ëó÷è ñïåêòðà Â), èîíèçèðóþùåå èçëó÷åíèå è ðÿä äðóãèõ ìåíåå çíà÷èìûõ.
Íåáîëüøîå ðàçëè÷èå åñòü ìåæäó çàáîëåâàåìîñòüþ ñðåäè ñåëüñêîãî è ãîðîäñêîãî íàñåëåíèÿ 3,63% è 3,36% ñîîòâåòñòâåííî.
Êîëè÷åñòâî åæåãîäíî ïðîâîäèìûõ â Ðîññèè îïåðàöèé ñîñòàâëÿåò 460 000-480 000 âìåøàòåëüñòâ, èç ÷åãî ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ õâàòàåò íå áîëåå ÷åì 1/3 áîëüíûõ ñ êàòàðàêòîé.
Êàòàðàêòà çàíèìàåò 3 ìåñòî ñðåäè ïðè÷èí èíâàëèäíîñòè ïî çðåíèþ ïîñëå òðàâì ãëàçà è ãëàóêîìû.
Õðóñòàëèê ïðè ðîæäåíèè â íîðìå ïðîçðà÷íûé, ò.ê. èìååò êàïñóëó, âíóòðè êîòîðîé âîëîêíà ðàñïîëàãàþòñÿ ñòðîãî îïðåäåëåííûì îáðàçîì, à òàêæå îí íå èìååò ñîñóäîâ. Ïèòàíèå õðóñòàëèêà îñóùåñòâëÿåòñÿ çà ñ÷åò âíóòðèãëàçíîé æèäêîñòè.
Ñ âîçðàñòîì áåëêè, îáðàçóþùèå âîëîêíà õðóñòàëèêà, íà÷èíàþò ðàñïàäàòüñÿ, íàðóøàåòñÿ îáìåí âåùåñòâ, è âîçíèêàåò ïîìóòíåíèå. Ïîìóòíåíèå òàêæå âîçíèêàåò ïðè ïîâðåæäåíèè êàïñóëû õðóñòàëèêà: âíóòðèãëàçíàÿ æèäêîñòü ïðîñà÷èâàåòñÿ âíóòðü õðóñòàëèêà, íàðóøàÿ ìåòàáîëè÷åñêèå öèêëû.
Ôàêòîðû ðèñêà âîçíèêíîâåíèÿ êàòàðàêòû
1. Ñàõàðíûé äèàáåò
2. Êóðåíèå
3. Äëèòåëüíûé ïðèåì êîðòèêîñòåðîèäîâ
4. Ïåðåíåñåííûå âíóòðèãëàçíûå îïåðàöèè
5. Êàòàðàêòà îáû÷íî àññîöèèðóåòñÿ ñ ïîæèëûìè ëþäüìè, îäíàêî ýòî çàáîëåâàíèå ìîæåò áûòü è ó äåòåé.
Ïî âðåìåíè âîçíèêíîâåíèÿ êàòàðàêòû äåëÿò íà:
1. Âðîæäåííûå
2. Ïðèîáðåòåííûå
Âðîæäåííàÿ êàòàðàêòà ýòî âíóòðèóòðîáíàÿ àíîìàëèÿ ðàçâèòèÿ, ÷àñòî àññîöèèðîâàííàÿ ñ ãåíåòè÷åñêèìè ìóòàöèÿìè, ìåòàáîëè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè, âíóòðèóòðîáíûìè èíôåêöèÿìè.
Ïðèîáðåòåííûå êàòàðàêòû â ñâîþ î÷åðåäü ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà:
1. Âîçðàñòíûå — ñàìàÿ ÷àñòî âñòðå÷àþùàÿñÿ ãðóïïà
2. Òðàâìàòè÷åñêèå (êîíòóçèè ãëàçà, ïðîíèêàþùèå ðàíåíèÿ)
3. Îñëîæíåííûå (íåêîòîðûå ãëàçíûå çàáîëåâàíèÿ ìîãóò îñëîæíÿòüñÿ ðàçâèòèåì êàòàðàêòû)
4. Òîêñè÷åñêèå (ïðè ïîïàäàíèè â îðãàíèçì òîêñèíîâ èëè èçáûòêà íåêîòîðûõ ëåêàðñòâ)
5. Ðàäèàöèîííûå
6. Âûçâàííûå îáùèìè çàáîëåâàíèÿìè îðãàíèçìà
Âîçðàñòíàÿ êàòàðàêòà èìååò 4 ñòàäèè:
1. Íà÷àëüíàÿ êîãäà âîçíèêøèå ïîìóòíåíèÿ õðóñòàëèêà íå ñíèæàþò/ñíèæàþò íåçíà÷èòåëüíî îñòðîòó çðåíèÿ. Äëèòåëüíîñòü ýòîé ñòàäèè ó âñåõ èíäèâèäóàëüíà: ó êîãî-òî âñåãî 2-3 ãîäà, à ó íåêîòîðûõ äîñòèãàåò äåñÿòèëåòèé.
2. Íåçðåëàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ çíà÷èòåëüíûì ñíèæåíèåì çðåíèÿ, ïðè êîòîðîì ÷åëîâåê îùóùàåò äèñêîìôîðò è çàòðóäíåíèÿ â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.
3. Çðåëàÿ êàòàðàêòà ïðåäìåòíîå çðåíèå óòðà÷åíî, ÷åëîâåê ìîæåò ëèøü ðàçëè÷èòü ìåñòîíàõîæäåíèå èñòî÷íèêà ñâåòà. Îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå ïðîâîäÿò íå äîæèäàÿñü «ñîçðåâàíèÿ» êàòàðàêòû.
4. Ïåðåçðåëàÿ êàòàðàêòà èñòî÷íèê ñâåòà îùóùàåòñÿ, íî óêàçàòü íàïðàâëåíèå îòêóäà èñõîäèò ñâåò íåâîçìîæíî.
Êàêèìè æå ñèìïòîìàìè ïðîÿâëÿåòñÿ êàòàðàêòà?
1. Ñíèæåíèå îñòðîòû çðåíèÿ(ïðè ýòîì î÷êè íå ïîìîãàþò)
2. Ñíèæåíèå êîíòðàñòíîñòè
3. Ïîÿâëÿþòñÿ îðåîëû âîêðóã èñòî÷íèêà ñâåòà
Ñàìè ïàöèåíòû îáû÷íî îïèñûâàþò ýòè ñèìïòîìû êàê çàòóìàíåííîñòü çðåíèÿ, ïåëåíà ïåðåä ãëàçàìè, îùóùåíèå, ÷òî ñìîòðèøü ÷åðåç çàïîòåâøåå ñòåêëî.
Îáðàòèòå âíèìàíèå!
Ïåðå÷èñëåííûå ñèìïòîìû õàðàêòåðíû è äëÿ íåêîòîðûõ äðóãèõ ãëàçíûõ çàáîëåâàíèé, äèàãíîç ìîæåò óñòàíîâèòü òîëüêî âðà÷.
Êàêîå îáñëåäîâàíèå ïðîéòè, ÷òîáû äèàãíîñòèðîâàòü íàëè÷èå/îòñóòñòâèå êàòàðàêòû?
Ïîñòàâèòü äèàãíîç âðà÷-îôòàëüìîëîã ìîæåò â õîäå ðóòèííîãî îñìîòðà. Åñëè ãëàç íå ðàçëè÷àåò ïðåäìåòû, à âèäèò ëèøü ïðîåêöèþ ñâåòà, òî ìîæåò ïîòðåáîâàòüñÿ âûñîêîòåõíîëîãè÷åñêîå îáîðóäîâàíèå äëÿ âûÿâëåíèÿ ñîïóòñòâóþùèõ ãëàçíûõ ïàòîëîãèé è îïðåäåëåíèÿ ïðîãíîçà îòíîñèòåëüíî âîçâðàùåíèÿ çðåíèÿ ïîñëå îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ.
Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå êàòàðàêòû
 íàñòîÿùåå âðåìÿ íåò èññëåäîâàíèé, ïîäòâåðæäàþùèõ ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå ïîëèâèòàìèíîâ è ìèíåðàëüíûõ äîáàâîê â âèäå òàáëåòîê èëè ãëàçíûõ êàïåëü íà ðàçâèòèå è ïðîãðåññèðîâàíèå êàòàðàêòû. Ò.å. íè òàóôîí, íè ýìîêñèïèí, íè ÷åðíèêà ôîðòå è ïðî÷èå ðàçðåêëàìèðîâàííûå ïðåïàðàòû íå ïðåäîòâðàòÿò ðàçâèòèå çàáîëåâàíèÿ è íå îêàæóò íèêàêîãî âëèÿíèÿ íà óæå ñóùåñòâóþùóþ êàòàðàêòó.(Age-Related Eye Disease Study Research Group. A randomized, placebo-controlled, clinical trial of high-dose supplementation with vitamins C and E and beta carotene for age-related cataract and vision loss: AREDS report no. 9; McNeil J.J., Robman L., Tikellis G. et al. Vitamin E supplementation and cataract: randomized controlled trial)
Áîëåå òîãî áåñêîíòðîëüíûé ïðèåì âèòàìèííûõ è ìèíåðàëüíûõ êîìïëåêñîâ ìîæåò áûòü îïàñåí: âñåìè ëþáèìûå àíòèîêñèäàíòû óâåëè÷èâàþò ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ðàêà.
Ïîýòîìó âèòàìèíû äîëæåí íàçíà÷àòü âðà÷ ïðè íàëè÷èè ïîäòâåðæäåííîãî ãèïîâèòàìèíîçà.
Îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå êàòàðàêòû
Ýòî åäèíñòâåííûé äåéñòâåííûé ñïîñîá ëå÷åíèÿ. Îñíîâíàÿ öåëü õèðóðãè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ óëó÷øåíèå çðåíèÿ.
Îïåðàöèÿ ïîêàçàíà â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:
1. Ñíèæåíèå çðåíèÿ, ïðè êîòîðîì ñíèæàþòñÿ âñå âèäû àêòèâíîñòè ïàöèåíòà, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, òðóäîñïîñîáíîñòü, ìîáèëüíîñòü.
2. Íàëè÷èå ñîïóòñòâóþùèõ ãëàçíûõ ïàòîëîãèé, âûçâàííûõ êàòàðàêòîé
3. Àíèçîìåòðîïèÿ âûðàæåííîå ðàçëè÷èå â ðåôðàêöèè ãëàç. Íàïðèìåð, îäíîìó ãëàçó ìîãóò òðåáîâàòüñÿ î÷êè ñ «ïëþñîâûì» ñòåêëîì, äðóãîìó ñ «ìèíóñîâûì».
4. Çàòðóäíåííàÿ äèàãíîñòèêà/ëå÷åíèå çàáîëåâàíèé çàäíåãî îòðåçêà ãëàçà
Àáñîëþòíîå ïðîòèâîïîêàçàíèå ê îïåðàöèè:
Ñèòóàöèè, ïðè êîòîðûõ íå îæèäàåòñÿ óëó÷øåíèå çðèòåëüíûõ ôóíêöèé. (Íàïðèìåð, ãëàç îñëåï ïî ïðè÷èíå, íå ñâÿçàííîé ñ êàòàðàêòîé, è åå óäàëåíèå íå âîññòàíîâèò çðåíèå)
 ÷åì ñóòü îïåðàöèè?
Âàø ïîìóòíåâøèé õðóñòàëèê çàìåíÿò íà èñêóññòâåííûé (ÈíòðàÎêóëÿðíàÿ Ëèíçà-ÈÎË)
Ñîâðåìåííûå ìîäèôèêàöèè îïåðàöèé âçðîñëûì ïðîèçâîäÿò ïîä ìåñòíîé àíåñòåçèåé.
¾ âñåõ îïåðàöèé âûïîëíÿþòñÿ áåç ðàçðåçîâ (ïðîêîë øèðèíîé 1-2ìì) ìåòîäîì óëüòðàçâóêîâîé ôàêîýìóëüñèôèêàöèè (ÔÝÊ), ÷òî íåòðàâìàòè÷íî, ïîçâîëÿåò íå íàêëàäûâàòü øâû, óìåíüøàåò ñòåïåíü èíäóöèðîâàííîãî àñòèãìàòèçìà è ñîêðàùàåò ñðîêè ðåàáèëèòàöèè.
 íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ õèðóðãè âûíóæäåíû èñïîëüçîâàòü òðàäèöèîííûå ìåòîäèêè ñ ðàçðåçîì.
Ýòàïû âûïîëíåíèÿ ÔÝÊ
 ðåäêèõ ñëó÷àÿõ ïîñëå îïåðàöèè âîçíèêàåò îñëîæíåíèå — âòîðè÷íàÿ êàòàðàêòà, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèåì, çàòóìàíåííîñòüþ çðåíèÿ èç-çà ïîìóòíåíèÿ çàäíåé êàïñóëû õðóñòàëèêà(íàïîìíþ, ÷òî õðóñòàëèê ñîñòîèò èç îñíîâíîé ìàññû âîëîêîí, êîòîðûå óäàëÿþòñÿ ïðè îïåðàöèè, è êàïñóëû, â êîòîðóþ ïîìåùàåòñÿ èñêóññòâåííàÿ ëèíçà.) Òàêîå îñëîæíåíèå ÷àùå âîçíèêàåò ó ïàöèåíòîâ ñ ñèñòåìíûìè çàáîëåâàíèÿìè, ñ ñîïóòñòâóþùåé (ïîìèìî êàòàðàêòû) ãëàçíîé ïàòîëîãèåé. Ëå÷èòñÿ äàííîå îñëîæíåíèå 5-ìèíóòíîé ïðîöåäóðîé: ëàçåðîì ñîçäàåòñÿ îòâåðñòèå â çàäíåé êàïñóëå õðóñòàëèêà. Ýòà ìàíèïóëÿöèÿ áûñòðà, áåçáîëåçíåííà, íå òðåáóåò ãîñïèòàëèçàöèè.
Ðåçþìèðóÿ âûøåñêàçàííîå, âû äîëæíû ïîìíèòü, ÷òî íè ðàçðåêëàìèðîâàííûå êàïëè ïî ðåöåïòó íèêîìó íå èçâåñòíîãî ïðîôåññîðà, íè îñîáåííûå î÷êè, íè ôèçèîëå÷åíèå, íè ãèìíàñòèêà äëÿ ãëàç íå èçáàâÿò âàñ îò âîçíèêíîâåíèÿ è ïðîãðåññèðîâàíèÿ êàòàðàêòû.
Îò âàñ òðåáóåòñÿ
— âåñòè çäîðîâûé îáðàç æèçíè;
— ðàçíîîáðàçíî è ïîëíîöåííî ïèòàòüñÿ;
— îòêàçàòüñÿ îò êóðåíèÿ;
— ïîëüçîâàòüñÿ ñîëíöåçàùèòíûìè î÷êàìè;
— êîíòðîëèðîâàòü ñîïóòñòâóþùèå çàáîëåâàíèÿ;
— ñâîåâðåìåííî îòïðàâèòüñÿ íà îïåðàöèþ, íå äîæèäàÿñü «ñîçðåâàíèÿ» êàòàðàêòû.
Èñòî÷íèê: www.vsevrachizdes.ru/blog/kapli-ot-katarakty
Источник
На осмотре у офтальмолога нередко можно услышать не только про миопию и дальнозоркость, но и про астигматизм. Что это такое? Когда астигматизм становится серьезной проблемой и на что родителям нужно обратить внимание? Рассказывает офтальмолог Глеб Арсланов.
Глеб Арсланов — офтальмолог, участник и редактор профессионального онлайн-сообщества Terra-Ophthalmica, автор лекции «Основы и принципы доказательной медицины в реальной клинической практике». Основная специализация — заболевания сетчатки, орфанные глазные заболевания у взрослых и детей, лечение и наблюдение детей с прогрессирующей близорукостью. Ведет Telegram-канал «Офтальмология online».
У астигматизма нет причины
— Что такое астигматизм?
— Это не болезнь, а особенность оптики глаза, которая у каждого своя. Двумя главными ее составляющими являются роговица и хрусталик. Они преломляют свет внутрь глаза и дают восприятие изображения. Астигматизм — это разновидность рефракционной аномалии, которая чаще всего исходит от роговицы. Если представить мир без астигматизма, то всем бы потребовалось иметь идеальную сферическую роговицу. Это невозможно. Каждый человек рождается с индивидуальной роговицей, которая не может быть идеально сферической.
— То есть в той или иной степени астигматизм можно определить даже у условно здорового человека?
— Да. Если представить роговицу как, условно говоря, круг, и провести через нее горизонтальную и вертикальную линии, которые пересекутся в центре, то в каждой линии, попадающие на роговицу лучи света, будут преломляться с разной силой. Например, в горизонтальной части свет преломляется с силой +3. А в вертикальной — +5. Разница между этими показателями горизонтали и вертикали является астигматизмом. В вышеописанном случае она будет равна 2. Значит, мы говорим об астигматизме со значением в 2 диоптрии. Когда лучи света преломляются неодинаково, заходят в глаз с разной преломляющей силой и не могут сойтись в одной точке, изображение может быть смазанным, размытым, нечетким. Это и есть основной симптом астигматизма.
— Астигматизму всегда сопутствует близорукость или дальнозоркость?
— Он может быть как сам по себе, так и в комбинации и с близорукостью, и с дальнозоркостью (с «минусовым» и «плюсовым» зрением). Родители пугаются, когда слышат об этой особенности. Но астигматизм астигматизму рознь — нужно знать, насколько он выражен и требует ли коррекции.
— Есть какие-то особенности у каждой из этих «комбинаций»?
— Принято считать, что дальнозоркий астигматизм, в отличие от близорукого, намного чаще приводит к амблиопии, «ленивому глазу». Условно говоря, это недоразвитие зрительного анализатора до «нормы зрения» в детстве. Суть ее в том, что какая-либо значимая аномалия оптики глаза дает нечеткую картинку, попадающую на сетчатку, и не позволяет развить зрительный анализатор.
— Астигматизм имеет какую-то связь с наследственностью, как в случае с близорукостью?
— Нет. Вовсе не обязательно это наследственная история. Астигматизм может вести себя непредсказуемо. У него нет четкой причины. В отдельных случаях выраженный и часто меняющийся (непостоянный) астигматизм (но не в детстве, а после 18 лет) может быть симптомом кератоконуса — заболевания, связанного с истончением роговицы и изменением ее сферической формы в коническую. Это приводит к ухудшению зрения. При значительном прогрессировании кератоконуса могут потребоваться оперативное вмешательство или пересадка роговицы.
Астигматизм: диагностика
— Какие достоверные методы диагностики астигматизма используются сегодня?
— Измеряют рефракцию глаза специальными аппаратами. У детей — бесконтактными автоматическими рефрактометрами и ручными приборами (ретиноскопами). И у них всегда лучше определять рефракцию с использованием капель, так как необходимо расслабить глазную мышцу, чтобы получить более достоверные данные.
— Можно ли заподозрить астигматизм у ребенка по каким-то косвенным признакам?
— Как таковых косвенных признаков нет. Малыш до трех лет вряд ли будет жаловаться, так как не знает, как он должен или не должен видеть. Ребенок может начать постоянно щуриться в более старшем возрасте, лет в 6–7, когда уже есть запрос на качественное зрение ввиду занятий в школе. В более раннем возрасте это заметить сложно. Поэтому не стоит пропускать профилактические осмотры у офтальмолога.
Астигматизм сам не уйдет: когда нужна коррекция?
— В каких случаях астигматизм уже не будет вариантом нормы и нужна коррекция?
— Простое правило — чем он выраженнее, тем более вероятно, что человек придет с жалобами на сниженное зрение и потребуется коррекция. Но это касается взрослых. Незначительный астигматизм, например, в 0,25 или в 0,5 диоптрии может никак себя не проявлять. Он часто и не требует коррекции. Маленькие дети не могут оценить качество своего зрения. Для детского возраста существует «отсечка», когда, скорее всего, будет необходимы вмешательства, чтобы избежать амблиопии. Считается, что если на осмотре у ребенка мы видим астигматизм больше 1,5–2,5 диоптрий, то это, вероятно, потребует его коррекции. Но все зависит от возраста. Как правило, скрининг нацелен на детей от года до 3–4 лет.
— Астигматизм можно уменьшить?
— Считается, что примерно с 3–4 лет он значимо измениться уже не может. Но и не уйдет. Но чем старше человек, тем проще становится ситуация и с астигматизмом. Если речь о ребенке, который имеет потребности читать и учиться, здесь правило одно — если коррекция улучшает зрение, то это основание для нее. Если же говорим о дошкольниках, то тут нужно решить, является ли астигматизм значимым и требует ли обязательной коррекции, чтобы избежать амблиопии. В более старшем возрасте мы отталкиваемся больше от качества зрения и потребностей человека. Не важно, какие цифры у астигматизма. Главное — лучше ли видит взрослый или ребенок, надев специальные линзы.
— Как корректируется выраженный астигматизм?
— Астигматизм всегда исправляется не простой сферической, а корректирующей цилиндрической линзой. Она преломляет свет под определенным углом. Могут применяться и торические линзы, мягкие контактные линзы, корректирующие астигматизм. В младшем возрасте будут предлагать для обязательной коррекции высокие показатели астигматизма, а в более старшем может быть скорректирован и небольшой астигматизм. Просто для того, чтобы лучше видеть.
— Можете привести конкретные цифры: когда, какой и в каком возрасте желательно корректировать?
— Если это малыш от года до 2 лет, здесь необходимо корректировать астигматизм от 2 или 2,5 диоптрии и более. В возрасте 2-4 лет — от 1,5–2 диоптрий и более. В более старшем возрасте (от 4 лет) уже ориентируются на цифру больше 1,5 диоптрии и корректируют ее. Это позволяет и лучше видеть, и профилактировать амблиопию. При этом необязательно астигматизм корректировать полностью, все зависит от возраста. Если ребенок младше 4 лет, и у него, например, выявлен астигматизм в 3 диоптрии, то выписываются очки с коррекцией этого астигматизма хотя бы наполовину. После 4 лет — уже, как правило, дают полную коррекцию. Также существует контактные линзы и лазерная коррекция астигматизма.
— У детей она возможна?
— Можно рассмотреть лазерную коррекцию астигматизма с 18 лет на фоне стабильной рефракции (если это, например, близорукость), когда зрение не меняется. И, скорее всего, в 18–21 лет она уже будет стабильной. До этого возраста, как правило, на лазерную коррекцию не берут из-за потенциальных изменений в будущем. К подобной коррекции зрения у детей до 18 лет могут быть определенные показания. Они четкие и достаточно узкие. Это не широкая практика. «Вестись» на рекламу лазерной коррекции зрения у детей любого возраста я не рекомендую.
Астигматизм vs экранные устройства и гаджеты
— Имеет ли смысл исключать телевизор и кинотеатр при астигматизме?
— Нет данных о том, что какие-либо экранные устройства опасны при астигматизме и как-то влияют на зрение. Они могут вызывать только усталость. Астигматизм, повторю, — просто особенность глаза. И если мы дали коррекцию, то ребенок может заниматься чем угодно. Не важно, на какую доску он смотрит в школе и на какой экран дома. Главное, чтобы были выписаны очки и по необходимости заклейки. Если все сделано в соответствии с возрастом, ребенок носит очки или линзы, никаких жизненных ограничений вводить не надо.
— А гаджеты: телефоны и планшеты?
— Здесь нет зависимости от режима и образа жизни. Роговица от этого не будет изменяться! И, например, есть случаи, когда гаджеты даже рекомендованы. Например, у ребенка выявлен астигматизм и высокая дальнозоркость. Ему назначили очки на тот глаз, где у него подозревается амблиопия, а на другой — заклейку, чтобы он разрабатывал «ленивый» глаз, который плохо видит. И как раз в этот момент очень хорошо и правильно будет разрешать ему планшет, так как игры вблизи показаны при лечении амблиопии. И, конечно, он должен делать это с заклейкой на одном глазу и обязательно в очках! А при близорукости и астигматизме вместо ограничений гаджетов в любом случае остается актуальной рекомендация гулять при дневном свете не менее 1–2 часов в день.
Источник